Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 01.02.2023
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2017 Год Выпуск №3 THE PLACE AND THE FUNCTIONS OF TEXT INCORPORATIONS ON THE MULTIFACETED ICONS IN THE CRETAN AND RUSSIAN BAROQUE TRADITION
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Конференция
    • Участники конференции
    • Программа конференции
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

Яндекс.Метрика

Praxema Наши партнёры

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

THE PLACE AND THE FUNCTIONS OF TEXT INCORPORATIONS ON THE MULTIFACETED ICONS IN THE CRETAN AND RUSSIAN BAROQUE TRADITION

Борисова Т. С.

DOI: 10.23951/2312-7899-2017-3-71-85

Информация об авторе:

Борисова Татьяна Станиславовна Кандидат филологических наук, PhD (византийская филология), научный сотрудник Отделения русской филологии и славяноведения Афинского национального университета им. И. Каподистрии. 30 Panepistimiou str., Athens, Greece, 10679. E-mail: borisova@slavstud.uoa.gr

Данная статья посвящена специфике отношений живописного образа и поэтического текста в эмблематических произведениях иконописи стиля барокко. В статье проанализированы две различные иконописные традиции XVII–XVIII веков – критская и русская – на материале двух характерных сюжетов: иконы «Велий еси, Господи» критского иконописца Иоанниса Корнароса и распространённой в русской живописи композиции «Крест живой». Сравнительный анализ функций поэтических текстов – одноимённой молитвы патриарха Софрония Иерусалимского и религиозных виршей Сильвестра Медведева – в пространстве данных икон выявил наряду с различиями и несомненные сходные черты, связанные с общими тенденциями изменения роли иконы в европейском духовном и культурном контекстах.

Ключевые слова: «говорящие» иконы, эмблема, барокко, Критская иконописная школа, Иоаннис Корнарос, Сильвестр Медведев, «Крест живой», патриарх Софроний Иерусалимский

Библиография:

Аверинцев 1977 – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Москва, 1977.

Бобрик 1990 – Бобрик М. Представления о правильности текста и языка в истории книжной справы в России (от XI до XVIII веков) // Вопросы языкознания. 1990. № 4. С. 61–85.

Богданов 2001 – Богданов А. Московская публицистика последней четверти XVII века. Москва, 2001.

Диянов 2012 – Диянов К. «Писательская община» в России во второй половине XVII века. Латинствующие и грекофилы //Вестник Томского университета. Серия: История. 2012. №4 (20). С. 172–174.

Иванов 2002 – Иванов Н. Проблемные аспекты языкового символизма. Минск, 2002.

Козловский 1895 – Козловский И. Сильвестр Медведев. Владимир, 1895.

Корзо 2009 – Корзо М. Внешняя традиция как источник вдохновения. К вопросу об авторстве киевских и московских авторов XVII века. Два примера // Studi Slavistici. 2009. № 6. С. 59–84.

Кузнецова 2008 – Кузнецова О. Процветший крест. Плоды страданий Христовых. Иконография. Москва, 2008.

Лавров 1997 – Лавров А. С. Гравировальный лист с виршами Сильвестра Медведева // Труды Отдела древнерусской литературы. 1997. № 50. С. 519–525.

Михайлов 2007 – Михайлов А. Поэтика барокко. Избранное. Завершение риторической эпохи. Санкт-Петербург, 2007.

Морозов, Сафонова 1979 – Морозов А., Сафонова Л. Эмблематика и её место в искусстве барокко. Славянское барокко: историко-культурные проблемы эпохи. Москва, 1979.

Панченко 1973 – Панченко A. Русская стрихотворная культура XVII века. Ленинград, 1973.

Покровский 1910 – Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. Санкт-Петербург, 1910.

Постернак 1999 – Постернак О. «Крест живой» в западноевропейской и русской традиции // Альфа и Омега. 1999. № 1 (19). С. 284–297.

Ровинский 1910 – Ровинский Д. А. Русские народные картинки. Т. 3: Притчи и листы духовные. Санкт-Петербург, 1910.

Сазонова 1985 – Сазонова Л. Сильвестр Медведев – редактор Симеона Полоцкого («Вертоград многоцветный») // Теория и история литературы. Киев, 1985. С. 87–96.

Шмеман 2009 – Шмеман А. Сия есть благословенная суббота. Об утрене Великой Субботы // Собрание статей. 1947–1983. Москва, 2009. С. 708–714.

Borisova 2016 – Borisova T. The Functions of the Poetic Text on the Icon in the Russian and Balkan Baroque Tradition: The example of the “Living Cross” Category. Routes of Russian Icons in the Balkans (16th – early 20th Centuries). Seyssel, 2016. P. 215–228.

Boycheva et al. 2014 – Boycheva Y., Kastrinakis N., Konstantios N. Talking Icons: The Dissemination of Devotional Paintings in Russia and the Balkans, 16th–19th century. Athens, 2014.

Fayad 2013 – Fayad S.Οι ζωγράφοι Μιχαήλ Πολυχρόνιος και Μιχαήλ Ελευθέριος από την Κρήτη. Τα έργα τους στα Συρία και στα Λ΄΄ιβανο κατά το χρονικό διάστημα 1809–1821. Διδακτορική διατρηβή. Θεσσαλινίκη, 2013.

Δετοράκης 2003 – Δετοράκης Θ.Βυζαντινή φιλολογία. Τα πρόσωπα και τα κείμενα. Τ. 2. Ηράκλειο Κρήτης, 2003.

Κυριακάκη-Σφακάκη 2013 – Κυριακάκη-Σφακάκη Α.Μέγας ει, Κύριε. Ηράκλειο, 2013.

Προβατάκης 1982 – Προβατάκης Θ. Εικόνες του ζωγράφου Ιωάννη Κορνάρου στην Μονή Τοπλού Κρήτης. Αθήνα, 1982.

Σπυριδάκης 1971 – Σπυριδάκης Κ.Συμπληρωματικά εις τον ζωγράφον Ίωάννην Κορνάρον τόν Κρήτα. Πρακτικά του Γʹ Κρητολογικού Συνέδριου. Ηράκλειο, 1971. Σ. 285–292.

Χατζηδάκης 1998 – Χατζηδάκης Μ. Έλληνες ζωγράφοι μετά την άλωση. 1450–1830. Αθήνα, 1998.

borisova_t._s._71_85_3_13_2017.pdf ( 1 MB ) borisova_t._s._71_85_3_13_2017.zip ( 1018.2 kB )

Выпуск: 3, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 71 — 85

Скачиваний: 690

Для цитирования:


© 2023 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ