Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 01.02.2023
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2017 Год Выпуск №3 ДА, Я ПОВИНЕН В НЕПОМЕРНОМ СЧАСТЬЕ... (М. БУЛГАКОВ И А. ТАРКОВСКИЙ: ПАРАЛЛЕЛИ СУДЕБ)
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Конференция
    • Участники конференции
    • Программа конференции
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

Яндекс.Метрика

Praxema Наши партнёры

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

ДА, Я ПОВИНЕН В НЕПОМЕРНОМ СЧАСТЬЕ... (М. БУЛГАКОВ И А. ТАРКОВСКИЙ: ПАРАЛЛЕЛИ СУДЕБ)

Орлова Н. Х.

DOI: 10.23951/2312-7899-2017-3-86-98

Информация об авторе:

Орлова Надежда Хаджимерзановна Санкт-Петербургский государственный университет. Доктор философских наук, профессор кафедры культурологии. Менделеевская линия 5, Санкт-Петербург, Россия, 630090. E-mail: nadinor@mail.ru

В статье на примере двух ярчайших художников советской культуры Михаила Булгакова и Андрея Тарковского анализируются исторические параллели между стратегиями выживания творческой интеллигенции в пореволюционные 20-е – 30-е годы и в так называемый период оттепели 60-х. В эти годы востребованы новаторство, разнообразие жанров и приёмов, индивидуальность. Вместе с тем, официальная идеология жёстко очерчивала границы «оригинальности», выстраивая иерархическую вертикаль Партия – Зритель – Автор. Показано, что общим для обоих периодов было ощущение динамики жизни, оптимизма, удивительной талантливости и веры в свои творческие силы. Культурный запрос в разные периоды ставит и разные задачи перед художниками, но отношения с идеологической «зоной» строятся по тем же законам иерархии и подцензурности. Общим местом в биографиях Булгакова и Тарковского становится попадание в списки несовпадающих с мейнстримом. В этом смысле, «Страсти по Андрею» в известной степени повторили судьбу булгаковских пьес. По отношению к обоим художникам действовали две разнонаправленные силы. С одной стороны, запрос времени выталкивал их на поверхность, нуждался в их творческой смелости и таланте. С другой стороны, увлечённость настоящим мешала учитывать идеологические границы, выход за пределы которых опасен. Выявлено, что доминирующей стратегией в меняющейся идеологической ситуации по отношению к яркой индивидуальности, творческой инициативе, новаторству были официальная «тишина» и негласный запрет. В обеих биографиях это проявилось в полной мере. В качестве итога утверждается, что и к Тарковскому и к Булгакову сегодня применимы такие определения, как легенда, образец ответственности, верности призванию, парадоксально счастливой творческой судьбы.

Ключевые слова: Михаил Булгаков, Андрей Тарковский, кинематограф 1960-х, советская культура, официальная идеология, революция 1917 года, цензура

Библиография:

Булгаков, Попов 2003 – Булгаков М. А., Попов П. С. «Когда я вскоре буду умирать...»: Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928–1940) / Сост. В. В. Гудкова. Москва, 2003.

Введенский 1995 – Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко. Минск, Москва, 1995.

Вейдеман 1936 – Вейдеман А. Трагика как сущность искусства, религии и истории (теория пантрагизма). Рига, 1936.

Дульгеру 2014 – Дульгеру Е. Сакральное в киноискусстве Андрея Тарковского. Архетип дома // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 2. С. 88–100.

Зоркая 1990 а – Зоркая Н. Начало // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 23–37.

Зоркая 1990 б – Зоркая Н. Конец // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 174–194.

Зоркая 2006 – Зоркая Н. М. История советского кино. Санкт-Петербург, 2006.

Кнут 1927 – Кнут Д. Да, я повинен в непомерном счастье… // Новый корабль. Литературный журнал. Париж, 1927. № 1. С. 9.

Масс 1924 – Масс В. Театр наших дней // Новый зритель. 1924. № 2. С. 2.

Митта 1999 – Митта А. Н. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Хичкоку, Тарковскому… Москва, 1999.

Нинов 1987 – Проблемы театрального наследия М. А. Булгакова: сборник научных трудов / Отв. ред. А. А. Нинов. Ленинград, 1987.

Орлова 2012 – Орлова Н. Х. «Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет» (к театральной судьбе Михаила Булгакова) // Михаил Булгаков, его время и мы / Под ред. Г. Пшепинды и Я. Свежего. Краков, 2012. С. 555–574.

Орлова 2013 – Орлова Н. Х. О «простых истинах» в условиях теаполитики 1920-х – 1930-х гг. (На материале критической полемики в театральной периодике) // Studia culturae. 2013. № 17. С. 120–129.

Ремез 1990 – Ремез О. Зеркало на все времена // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 292–295.

Сартр 1990 – Сартр Жан-Поль. По поводу «Иванова детства» / Пер. Л. Дуларидзе // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 11–22.

Смелянский 1989 – Смелянский А. М. Михаил Булгаков в Художественном театре. Москва, 1989.

Таривердиев 1997 – Таривердиев М. Я просто живу. «Впереди, мне казалось, меня ждет только радость…». Москва, 1997.

Тарковский 1990 – Тарковский А. «Я часто думаю о вас ...». Из переписки Тарковского с Козинцевым // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 344–359.

Трояновский 2002 – Кинематограф оттепели / Отв. редактор В. Трояновский. В 2-х кн. Кн. 2. Москва, 2002.

Фрейлих 2001 – Фрейлих С. И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. Москва, 1992.

Шитова 1990 – Шитова В. Путешествуя к центру души // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 143–156.

Чудакова 2001 – Чудакова М. О. Литература советского прошлого. Москва, 2001.

Orlova 2007 – Orlova N. God in Maceina’s Existential Search. 500 Years of Philosophy in Lithuania. Materials of International Scientific Conference. Vilnius, Vilniaus Universiteto Leidykla, 2007

orlova_n._k._86_98_3_13_2017.pdf ( 334.97 kB ) orlova_n._k._86_98_3_13_2017.zip ( 326.24 kB )

Выпуск: 3, 2017

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 86 — 98

Скачиваний: 693

Для цитирования:


© 2023 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ