Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 01.02.2023
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2019 Год Выпуск №1 УБИВЕЦ» КАК ПРИМЕР ПОЛИСЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНА ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Конференция
    • Участники конференции
    • Программа конференции
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

Яндекс.Метрика

Praxema Наши партнёры

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

УБИВЕЦ» КАК ПРИМЕР ПОЛИСЕМИОТИЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ РОМАНА ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

Орлова Н. Х., Шром Н. И.

DOI: 10.23951/2312-7899-2019-1-156-172

Информация об авторе:

Надежда Хаджимерзановна Орлова, Санкт-Петербургский государственный университет. Доктор философских наук, профессор Института философии. Менделеевская линия 5, Санкт-Петербург, Россия, 630090. E-mail: nadinor@mail.ru Наталья Шром, Латвийский университет. Доктор филологии, ассоциированный профессор. 19 Raina Blvd., Riga, Latvia, LV 1586. E-mail: natalia.shrom@gmail.com

В статье речь идёт об одном театральном опыте с прозой Достоевского, вошедшем не только в историю Рижского русского театра им. М. Чехова, но и в целом в историю театральных экспериментов с произведениями русского писателя-классика. Убивец, пьеса и спектакль, созданные в 1970-е годы Марком Григорьевичем Розовским в соавторстве с поэтом Юрием Ряшенцевым и композитором Эдуардом Артемьевым, представляет собой поликодовый текст, деконструкцию полифонической природы романа Достоевского Преступление и наказание. Согласно авторскому жанровому определению на момент написания, пьесу следует понимать как литературно-музыкальное представление (мюзикл). Применив концепцию М. М. Бахтина для создания пьесы, Розовский раскладывает роман на элементы будущей полифонии. Слово Достоевского становится двуголосым благодаря сочетанию прозаического текста с поэтическим, через мелос уникального соединения музыкального и литературного языков культуры, через синтез высокого индивидуального голоса и низовой, бульварной многоголосой стихии толпы-хора. Визуально это разворачивается через семантику лубка, карнавала, балагана, площадного действа, через визуализацию знаков культуры юродства и уличной эстетики. В кратком обзоре, предшествующем анализу пьесы Убивец, показано, как складывались отношения с произведениями Ф. М. Достоевского в латвийской театральной традиции, начиная с начала XX века.

Ключевые слова: визуальная семиотика, Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание», Марк Розовский, инсценировка, Рижский русский театр им. М. Чехова, латвийская театральная традиция, поликодовый текст

Библиография:

Акуратере и др. 1983 – Рижский театр русской драмы, 1940–1983: Очерк истории. Рига, 1983.

Бахтин 2005 – Бахтин М. М. Собрание сочинений. Том 6: Проблемы поэтики Достоевского. Москва, 2002.

Билинкис 1983 – Билинкис Я. Диалог с Достоевским // Достоевский и театр. Ленинград, 1983. С. 410–425.

Валин 1957 – Валин И. Трагедия одиночества и индивидуализма // Советская Латвия. 1957. 19 октября. С. 4.

Вахрушева 1958 – Вахрушева Е. А. Дорога исканий. Рига, 1958.

Власова 1998 – Власова Т. Отсвет Серебряного века // Даугава. 1998. № 1. С. 132–153.

Горький 1913 – Горький М. Ещё о «карамазовщине» // Русское слово. 1913. 27 октября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://az.lib.ru/g/gorxkij_m/text_1913_eshe_o_karamazovchine.shtml (дата обращения: 01.12.2018).

Капшеева 2001 – Капшеева П. Интервью с Марком Розовским. 2001. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.isrageo.com/2016/10/15/mrozo172/ (дата обращения: 01.12.2018).

Лапкина 1983 – Лапкина Г. Достоевский на советской сцене (1917–1970) // Достоевский и театр. Ленинград, 1983. С. 290–334.

Луначарский 1958 – Луначарский А. В. Новейшая итальянская драма // О театре и драматургии. Избранные статьи. В 2-х томах. Том 2. Москва, 1958. С. 40–54.

Любомудров 1979 – Любомудров М. Куплеты под шарманку // Комсомольская правда. 1979. 13 мая. С. 2.

Ник 1921 – Ник. «Идиот» (Театр русской драмы) // Сегодня. 1921. 1 октября. С. 3.

Орлова 2018 – Орлова Н. Х. Мелос и логос в песенных текстах культуры // Парадигма: Философско-культурологический альманах. Вып. 29. Санкт-Петербург, 2018. С. 88–103.

Розовский 2010 – Розовский М. Изобретение театра. Москва, 2010.

Розовский 2014 – Розовский М. «Рига меня спасла!» // Вести. 2014. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vesti.lv/news/mark-rozovskii-riga-menya-spasla/print (дата обращения: 01.12.2018).

Розовский, Ряшенцев 1978 – Розовский М., Ряшенцев Ю. Убивец. Литературно-музыкальное представление в двух частях по роману «Преступление и наказание». Рига: Рижский театр русской драмы, 1978. Архив Рижского русского театра им. М. Чехова.

Свободин 1979 – Свободин А. Сезон обещает быть… После Холстомера // Литературная газета. 1979. № 2 (10 января). С. 8.

Смелянский 1981 а – Смелянский А. Испытание Достоевским // Театр. 1981. № 8. С. 89–101.

Смелянский 1981 б – Смелянский А. Наши собеседники. Русская классическая драматургия на сцене советского театра 70-х годов. Москва, 1981.

Сокурова 1983 – Сокурова О. Уроки первых постановок «Братьев Карамазовых» // Достоевский и театр. Ленинград, 1983. С. 215–239.

Театр и искусство 1939 – Театр и искусство // Сегодня. 1939. 2 марта. С. 4.

Театр русской драмы 1928 – Театр русской драмы // Сегодня. 1928. 19 октября. С. 8.

Ъ 1924 – Ъ. Камерный театр. “Идиот" // Сегодня. 1924. 20 ноября. С. 6.

Lehmuss 1978 – Lehmuss I. Jauna tikšanās ar Raskoļnikovu // Padomju Jaunatne. 1978. 4 октября. С. 3.

orlova_n._k._156_172_1_19_2019.pdf ( 376.13 kB ) orlova_n._k._156_172_1_19_2019.zip ( 364.56 kB )

Выпуск: 1, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 1

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 156 — 172

Скачиваний: 752

Для цитирования:


© 2023 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ