Праксема ТГПУ
  • RU
  • EN
Сегодня: 16.08.2022
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2019 Год Выпуск №3 ПРИЁМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВА ИСКУШЕНИЯ В РАССКАЗЕ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Конференция
    • Участники конференции
    • Программа конференции
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

Яндекс.Метрика

Praxema Наши партнёры

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

ПРИЁМЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ МОТИВА ИСКУШЕНИЯ В РАССКАЗЕ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА «КОНЬ С РОЗОВОЙ ГРИВОЙ»

Полева Е. А.

DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-182-196

Информация об авторе:

Полева Елена Александровна, Томский государственный педагогический университет. Кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой русской литературы. Ул. Киевская 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: poleva@tspu.edu.ru

Рассказ В. Астафьева «Конь с розовой гривой» анализируется в соотнесении с архетипическим (библейским) мотивом «искушения жены». Мотив искушения, как правило, входит в сюжет «договор человека с дьяволом», имеющий следующую мотивную структуру: искушение и отпадение человека от миропорядка; партнёрство с инфернальным помощником-вредителем; раскаяние, заступничество за согрешившего и, как следствие, его воссоединение с миропорядком (В. И. Тюпа). Сюжет рассказа В. Астафьева, в целом, следует этой инвариантной схеме. При анализе рассказа особое внимание уделяется приёмам визуальности, оформляющим мотив искушения на разных уровнях поэтики произведения. Вопервых, интерпретируется пространственная организация рассказа, в которой проявляется семантика восхождения и спуска / грехопадения; гармоничного сосуществования с миром и утраты «миропорядка», отпадения от дома-рая. Во-вторых, исследуются приёмы создания образов персонажей. Рассказ В. Астафьева является, прежде всего, автобиографическим рассказом о детстве, созданном на основе поэтики психологизма. Поэтому особенности внешности и поведение персонажей, в первую очередь, обусловлены обстоятельствами жизни, возрастом и характером. Например, Санька – типичный деревенский мальчишка-хулиган. Однако писатель использует «двойное кодирование», отбирая для его портрета детали, отсылающие к облику змея-искусителя / «беса» («кровяные» глаза, голова в буграх, сквернословие, заигрывание с «нечистой силой» и пр.). Условносимволический, аллюзивный план важен для понимания авторской концепции произведения: вписывая частную, бытовую историю в библейский контекст, писатель выражает уверенность, что судьбоносный выбор совершается каждым человеком, а мелкое искушение влечёт за собой существенные последствия (утрату гармонии с миром, отчаяние, гибель души). Использование мотива искушения в рассказе позволяет В. Астафьеву поставить проблему свободы воли, связанную не с искусителем (он не стоит перед выбором), а искушаемым (автобиографическим героем Витькой). И центральный персонаж рассказа, пройдя внутренний путь от искушения к раскаянию, хотя и не ощущает (в отличие от автора) взаимосвязи своей жизни с библейской историей, делает вывод о пагубности совершённого им выбора, наконец-то понимает, что выбор, кому доверяться, как поступать, зависит от него самого, а не от других или от обстоятельств. В контексте развития мотива искушения в рассказе интерпретируются образы земляники и пряника «конём». «Грехопадение» и очистительное раскаяние центрального героя В. Астафьев обозначает эпизодами вкушения земляники и «выплакиванием» слёз-земляничин соответственно. Образ пряника «конём» полисемантичен. В нём акцентируется амбивалентная семантика коня: с одной стороны, это символ вольности, победы низменных страстей над духовностью / нравственными устоями, с другой стороны, конь – солярный символ и образ помощника Георгия Победоносца-змееборца. Образ коня в рассказе служит выражению авторской мысли о том, что одни и те же средства можно использовать во вред и во благо. Санька, манипулируя желанием Витьки получить пряник (ассоциирующийся у него с вседозволенностью, свободой), склоняет его к обману, а бабушка Катерина Петровна, действуя не только карой (пристыжением), но и любовью, дарит коня с розовой гривой «грешному» внуку. Именно этот дар-прощение закрепляет нравственный урок для внука, знаменует победу «ангелов» над «бесами» в его душе. Значит, действенным в деле «уловления человеков» оказывается не устрашение, а прощение и любовь, то есть не кнут, а пряник.

Ключевые слова: поэтика визуальности, пространственная поэтика, В. Астафьев, сибирская литература, образ ребёнка в литературе, мотив искушения

Библиография:

Астафьев 2017 – Астафьев В. Васюткино озеро: Рассказы. Москва, 2017.

Веселовский 1940 – Веселовский А. Н. Историческая поэтика. Ленинград, 1940.

Гаспаров 1994 – Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы. Москва, 1994.

Геллер 2002 – Геллер Л. Воскрешение понятия, или Слово об экфрасисе // Экфрасис в русской литературе: Труды Лозаннского симпозиума / Под ред. Л. Геллера. Москва, 2002. С. 5–23.

Журавель 1996 – Журавель О. Д. Сюжет о договоре человека с дьяволом в древнерусской литературе. Новосибирск, 1996.

Лавлинский 2005 – Лавлинский С. П. О двух стратегиях художественной репрезентации зримости. К проблеме визуального в литературе // Дискурсивность и художественность. Москва, 2005. С. 60–69.

Лотман 1998 – Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. Санкт-Петербург, 1998. С. 14–285.

Райкен и др. 2015 – Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. Словарь библейских образов / Перевод Б. A. Скороходова, О. A. Рыбакова. Санкт-Петербург, 2015.

Силантьев 2002 – Силантьев И. Мотив как проблема нарратологии // Критика и семиотика. 2002. № 5. С. 32–60.

Тамарченко 1998 – Тамарченко Н. Д. Мотив преступления и наказания в русской литературе (введение в проблему) // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сюжет и мотив в контексте традиции. Вып. 2 / Под ред. Е. К. Ромодановской. Новосибирск, 1998. С. 38–48.

Тюпа 1998 – Тюпа В. И. К вопросу о мотиве уединения в русской литературе Нового времени // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы: Сюжет и мотив в контексте традиции. Вып. 2 / Под ред. Е. К. Ромодановской. Новосибирск, 1998. С. 49–55.

poleva_e._a._182_196_3_21_2019.pdf ( 368.65 kB ) poleva_e._a._182_196_3_21_2019.zip ( 359.96 kB )

Выпуск: 3, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 182 — 196

Скачиваний: 607

Для цитирования:


© 2022 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ