Праксема ТГПУ
RU EN






Сегодня: 01.02.2023
Главная ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА 2019 Год Выпуск №3 «СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ» НА РОССИЙСКИХ ЭКРАНАХ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НЕОЯЗЫЧЕСКОГО МИФА
  • Главная
  • Текущий выпуск
  • ВЫПУСКИ ЖУРНАЛА
    • 2023 Год
      • Выпуск №1
    • 2022 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2021 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2020 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2019 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2018 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2017 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2016 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2015 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
      • Выпуск №3
      • Выпуск №4
    • 2014 Год
      • Выпуск №1
      • Выпуск №2
  • Рейтинг
  • Поиск
  • Об издателе
  • Новости
  • Конференция
    • Участники конференции
    • Программа конференции
  • Редакционная коллегия
  • Редакционный совет
  • Постоянные рецензенты журнала
  • Правила для авторов
  • Порядок рецензирования
  • Публикационная Этика Издания
  • Контактная информация
  • Разместить статью
  • Оформить подписку
  • Служебный вход

Журналы ТГПУ

vestnik.tspu.edu.ru
praxema.tspu.edu.ru
ling.tspu.edu.ru
npo.tspu.edu.ru
edujournal.tspu.edu.ru

Яндекс.Метрика

Praxema Наши партнёры

Журнал исследований социальной политики Журнал по истории античной педагогической культуры Критика и семиотика Гуманитарный альманах «Человек.RU»
Поиск по автору
- Не выбрано -
  • - Не выбрано -

«СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ» НА РОССИЙСКИХ ЭКРАНАХ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НЕОЯЗЫЧЕСКОГО МИФА

Бесков А. А.

DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-225-253

Информация об авторе:

Бесков Андрей Анатольевич, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина. Кандидат философских наук, научный сотрудник лаборатории «Новые религиозные движения в современной России и странах Европы». Ул. Ульянова 1, Нижний Новгород, Россия, 603005. E-mail: beskov_aa@mininuniver.ru

Сегодня в научных работах часто встречается мнение, что современная «экранная» культура подменяет собой реальность, искажает окружающий человека мир. Возможно, эти опасения несколько преувеличены, поскольку искажённые представления о действительности могут создаваться и другими формами культуры. Тем не менее, сильное влияние кинематографа и телевидения на умы зрителей вполне очевидно. Поэтому важно изучать роль этой индустрии в создании различных современных мифов. В данной статье рассматривается история закрепления в сознании российского зрителя мифа о славянских рунах, которые изображаются в фильмах и телепередачах как древняя дохристианская славянская письменность. В статье показано, что науке ничего не известно о существовании у славян письменности, похожей на руническую. Этот факт позволяет утверждать, что представления о существовании славянских рун являются современным мифом. Его генезис связан с появлением в постсоветской России псевдонаучной исторической литературы и её влиянием на становление литературного жанра славянского фэнтези. Впервые этот миф, очень популярный в среде русских неоязычников, отразился в кино в 2004 г., когда на экраны вышел четырёхсерийный фильм «Легенда о Кащее». Фильм стал первым воплощением на экране жанра славянского фэнтези. Зритель может увидеть знаки, очень похожие на скандинавские руны, в чертогах славянских божеств. За прошедшее с той поры время руны стали востребованным атрибутом российских фильмов и сериалов мистической направленности. Даже если они не связываются со славянами напрямую, они включаются в контекст российского историко-культурного наследия. Так зрители привыкают ассоциировать вид рунических надписей с языческими верованиями Древней Руси. Ещё больший вклад в формирование подобных представлений вносят телепередачи, в особенности, выходящие на канале «РЕН ТВ». В ряде таких передач прямо говорится о существовании развитой славянской рунической письменности. В оформлении таких передач часто используются шрифты, стилизованные под руны. Всё это созвучно идеям русских неоязычников, которых тоже постоянно показывают в этих передачах. Но если недавно можно было думать, что славянские руны являются частью маргинальной субкультуры приверженцев фольк-хистори и увидеть их в респектабельных СМИ невозможно, то сейчас ситуация изменилась. В 2018 г., в православную Пасху, Первый канал показал документально-игровой фильм «Крещение Руси». Титры этого фильма стилизованы под рунические надписи. Таким образом, несмотря на проправославный характер фильма, он подыгрывает русским неоязычникам, закрепляя популярную в их среде точку зрения о существовании у славян рунической письменности. К сожалению, эти идеи вовсе не безобидны, поскольку они способствуют реставрации нацистских измышлений о мистической символике рун и рецепции этих взглядов российским историческим сознанием.

Ключевые слова: современная мифология, руническая письменность, фольк-хистори, неоязычество, нацизм, массовое историческое сознание, российское телевидение, российское кино, экранная культура

Библиография:

Абашева, Криницына 2010 – Абашева М. П., Криницына О. П. Славянские фэнтези: к проблеме генезиса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 202–207.

Архипова 2018 – Архипова О. В. Цифровые тренды культуры: опыт трансформации культурных практик // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 70–76.

Арышева 2017 – Арышева А. С. Кинематограф в массовой культуре: от тиражирования лубка к работе с архетипом и мифом // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2017. № 2. С. 135–146.

Бесков 2015 – Бесков А. А. Мифология мифологии // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1. С. 116–120.

Бесков 2016 – Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья вторая) // Colloquium heptaplomeres. Вып. III. 2016. С. 6–24.

Бесков 2017 – Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья третья) // Colloquium heptaplomeres. Вып. IV. 2017. С. 7–19.

Ворошилова 2016 – Ворошилова М. Б. Вербальное контекстуальное окружение нацистской символики в современном экстремистском дискурсе // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 3 (53). С. 150–157.

Гамалея 2017 – Гамалея Г. Н. ТВ-коммуникация как принудительный сценарий непрерывной имитации // Наука телевидения. 2017. № 13. 4. С. 6–17.

Дружкин 2017 – Дружкин Ю. С. Оэкранен – утверждён // Наука телевидения. 2017. № 13. 2. С. 34–57.

Йонс 2018 – Йонс Э. Вера в асов растет в Швеции // ИноСМИ.RU. 2018. 9 марта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/religion/20180309/241665303.html (дата обращения: 01.07.2018).

Истрин 1988 – Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. Москва, 1988.

Ищенко 2016 – Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 2 (20). С. 16–27.

Козлов1996 – Козлов В. П. Тайны фальсификации: Пособие для преподавателей и студентов вузов. Москва, 1996.

Кызласов 1994 – Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Москва, 1994.

Лотман1962 – Лотман Ю. М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII–начала XIX в. // Слово о полку Игореве – памятник XII века. Москва, Ленинград, 1962. С. 330–405.

Макаев 2002 – Макаев Э. А. Язык древнейших рунических надписей (лингвистический и историко-филологический анализ). Москва, 2002.

Мельникова 2001 – Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий. Москва, 2001.

Мельникова 2014 – Мельникова Е. А. «Я помню тебя...»: бытовое руническое письмо в Скандинавии // Stratum plus. 2014. № 5. С. 213–223.

Петренко 2017 – Петренко Е. С. СМИ-экраны: в реале, в рунете и среди акторов гражданского участия (по результатам общенациональных опросов ФОМ в 2015–2016 гг.) // Наука телевидения. 2017. № 13. 3. С. 7–17.

Телегин 2010 – Телегин С. М. Телевидение как средство создания коллективных мифов // Наука телевидения. 2010. № 7. С. 64–72.

Тульчинский 2017 – Тульчинский Г. Л. Историческое сознание и экранная культура // Наука телевидения. 2017. № 13. 1. С. 110–127.

Щербак 1971 – Щербак А. М. О рунической письменности в юго-восточной Европе // Советская тюркология. 1971. № 4. С. 76–82.

Goodrick-Clarke 2004 – Goodrick-Clarke Nicholas. The Occult Roots of Nazism: Secret Aryan Cults and their Influence on Nazi Ideology. London, 2004.

Gründer 2012 – Gründer R. Runengymnastik. Die soziale Konstruktion eines esoterischen Körper-Kultes. Körper, Sport und Religion. Ed. by R. Gugutzer, M. Böttcher. Wiesbaden, 2012. P. 341–356.

Malm 2018 – Malm S. Nazi scandal hits Norwegian Olympic team... MailOnline. 2018. January 31. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-5333849/Norwegian-Olympic-team-jumper-bears-Nazi-rune.html

Mees 2014 - Mees B. The etymology of rune. Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur. 2014. 136. 4. P. 527–537.

beskov_a._a._225_253_3_21_2019.pdf ( 3.49 MB ) beskov_a._a._225_253_3_21_2019.zip ( 3.47 MB )

Выпуск: 3, 2019

Серия выпуска: Выпуск № 3

Рубрика: СТАТЬИ

Страницы: 225 — 253

Скачиваний: 5806

Для цитирования:


© 2023 ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики

Разработка и поддержка: Лаборатория сетевых проектов ТГПУ