Ретровизуальный метод концептуализации новизны в дискурсе города
DOI: 10.23951/2312-7899-2024-3-138-164
Выдвигается гипотеза о существовании в проектировании города разных форм новизны, которые поддаются обобщению и концептуализации посредством ретровизуального метода. Метод позволяет проследить, как могут в определенной точке пространства и времени воспроизводиться образы будущего, созданные в прошлом. Используя данный метод, автор выделяет несколько форм «построения нового» в дискурсе городского проектирования: квазиновацию, реконструкцию, инновацию и апсайкл. Понятием квазиновации объединяются градостроительные проекты, заявленные как новые, но в действительности устаревшие в контексте архитектурного творчества. Так, высотные и технологизированные урбанистические нагромождения теряют актуальность даже по сравнению с архитектурно-модернистскими фантазиями супрематистов – Малевича и Эль Лисицкого. Реконструкция как восстановление городских объектов, утраченных в ходе войн, революций, природных катастроф, с одной стороны, являет собой созидательную деятельность, с другой – стирает визуально-историческую память об этих экстремальных событиях и создает в общественном сознании подобие альтернативной истории. Анализируя феномен проклятия инновации («умный» Сонгдо в Южной Корее, экологичный Аркозанти в США, Нейпьидо в Мьянме, Шарм-эль-Шейх в современном и Ахетатон в Древнем Египте), автор приходит к выводу, что неудачи подобных проектов кроются в неразвитости и рассогласованности четырех переменных: креативной (меркой творчества становится исключительно степень «инновационности», а накопленные ранее компетенции обесцениваются); субъектной (инициатор инноваций поглощен амбициями, а не вопросами жизнеспособности проекта); когнитивной (в инновационном городе-проекте не успевает сложиться интеллектуальное сообщество, генерирующее новые идеи и рефлексирующее прошлый опыт); коммуникативной (неразвитой, недостаточно аутопойэтичной остается система социальных коммуникаций, центром которой должно было бы быть научно-интеллектуальное сообщество). Креативный апсайкл как система структурных градостроительных заимствований, напротив, нередко становится продуктивным градостроительным континуумом. Так, ретровизуальный анализ последовательности «Антверпен–Амстердам–Санкт-Петербург, Хельсинки (а также Махачкала, Полтава и др.)» показывает, что заимствования представляют собой не подражательство, но, скорее, импульс для новых идей, заряженных историческим градостроительным опытом. Апсайкл в данном случае является более творческим и субъектно заряженным по сравнению с реконструкцией и квазиновацией и в то же время менее рискованным по сравнению с «чистой» инновацией. Поэтому апсайклинговые проекты часто демонстрируют устойчивость и долговечность, что, в свою очередь, способствует формированию особого интеллектуально-коммуникативного дискурса. Применение ретровизуального метода концепуализации новизны в дискурсе города помогло создать четырехмерную методологическую модель эффективности городского проектирования. 4D-модель (не путать с моделью Г. Минковского) являет собой конструкцию в духе (пост)евклидовой геометрии и интегрирует две системы координат: когнитивно-коммуникативную и креативно-субъектностную. «Идеальный» градостроительный проект фиксируется в точке, где пересекутся наиболее высокоактуализированные векторы познания, социальной коммуникации, субъектной активности и креативности.
Ключевые слова: ретровизуальный метод, дискурс города, новизна, город будущего, утопия, город-проект, субъектность, креативность, инновация, квазиновация, реконструкция, реставрация, апсайкл, релокация, экосистема
Библиография:
Аванесов 2013 – Аванесов С. С. Визуальная антропология: образ, субъект и коммуникация // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2013. № 9 (137). С. 229–235.
Аванесов 2015 – Аванесов С. С. Предметная сфера и эпистемическая структура визуальной антропологии// ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1 (3). С. 1–20.
Василенко, Молчанова, Богданова 2024 – Василенко Л. А., Молчанова О. И., Богданова Л. В. Креативность и субъектность как феномены цифрового общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 2024. Т. 27, № 1. С. 139–161.
Визуальная антропология 2009 – Визуальная антропология: городские карты памяти / Центр соц. политики и гендерных исслед.; под ред. П. В. Романова, Е. Р. Ярской-Смирновой. М.: Вариант. 2009. (Библиотека Журнала исследований социальной политики).
Воннегут 2021 – Воннегут К. Сирены Титана / пер. М. Ковалевой. М.: АСТ, 2021.
Высокий 2014 – Высокий В. А. О псевдоновациях в производстве строительных работ // Наука, образование и экспериментальное проектирование. М.: МАИ, 2014. С. 368–370.
Глазырина 2004 – Глазырина Е. Д. Классификация Коши–Римана двумерных многообразий центрированных плоскостей в четырехмерном евклидовом пространстве // Известия Томского политехнического университета. 2004. № 4. С. 10–14.
Духан 2021 – Духан И. Н. Эль Лисицкий. Художник – его жизнь, искусство, творчество, живопись. М.: Арт-Родник, 2021.
Касавин 2019 – Касавин И. Т. Будущее человечества и новая картина мира // Цифровой ученый: лаборатория философа. 2019. Т. 2, № 2. С. 6–15. doi: 10.5840/dspl20192218
Касавин 2022а – Касавин И. Т. Когда будущее граничит с утопией: наука в перспективе // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 68. С. 193–200. doi: 10.17223/1998863Х/68/19
Касавин 2022б – Касавин И. Т. Научное творчество как социальный феномен // Эпистемология и философия науки 2022. Т. 59, № 3. С. 19–29. doi: 10.5840/eps202259336
Кочухова, Мартьянов 2019 – Кочухова Е. С., Мартьянов В. С. Креативный город или право на город: альтернативы урбанистического развития в российском контексте // Антиномии. 2019. № 2. С. 45–66. doi: 10.17506/aipl.2019.19.2.4566
Кристол 2014 – Кристол И. Урбанистическая цивилизация и ее неурядицы // ЭОН. Альманах старой и новой культуры. 2014. № X. С. 13–30.
Куштым 2015 – Куштым Е. А. Субъектность человека в контексте духовного творчества // Известия высших учебных заведений. Уральский регион. 2015. № 3. С. 52–57.
Луман 2007 – Луман Н. Социальные системы: очерк общей теории / под ред. Н. А. Головина; пер. с нем. И. Д. Газиева. СПб.: Наука, 2007.
Малевич 2020 – Малевич К. С. Супрематизм. По лестнице познания. М.: Академический проект, 2020.
Мелик-Гайказян 2017а– Мелик-Гайказян И. В. Парадокс профана: характеристика времени доминирования визуального символизма // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4. С. 49–64.doi: 10.23951/2312-7899-2017-4-49-64
Мелик-Гайказян 2017б – Мелик-Гайказян И. В. Парадоксы проектирования будущего: концептуальные модели социокультурных механизмов дивергенции и конвергенции // Конвергенция технологий и дивергенция будущего человека. Рабочие тетради по биоэтике: сб. науч. ст. М.: Моск. гуманитарный ун-т, 2017. С. 35–44.
Мелик-Гайказян 2022 – Мелик-Гайказян И. В. Семиотическая диагностика расщепления траекторий мечты о прошлом и мечты о будущем // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2022. Т. 13, вып. 4 (114). doi: 10.18254/S207987840021199-7. URL: https://history.jes.su/s207987840021199-7-1
Савченко 2023 – Савченко И. А. Вектор Штера: знание в координатах города // Эпистемология и философия науки. 2023. Т. 60, № 4. С. 173–189. doi: 10.5840/eps202360465
Савченко и др. 2023 – Савченко И. А., Батаев Д. К. С., Даукаев А. А., Батаева П. Д. Восстановление городских памятников: ресурсный потенциал Северного Кавказа // Устойчивое развитие горных территорий. 2023. Т. 15, № 2 (56). С. 431–441. doi: 10.21177/1998-4502-2023-15-2-431-441
Тикунова 2021 – Тикунова С. В. Идентичность человека и городского архитектурно-ландшафтного пространства: точки пересечения и разрыва // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2021. № 2(100). С. 88–95. doi: 10.24412/1997-0803-2021-2100-88-95
Федорова 2018 – Федорова А. А. Взаимосвязь креативности и конфликтного поведения сотрудников организаций // Организационная психология. 2018. № 2. С. 119–157.
Флорида 2016 – Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016.
Шапинская 2019 – Шапинская Е. Н. Образы прошлого в (пост)современных репрезентациях // Культура и искусство. 2019. № 9. С. 70–82.
Эпштейн 1988 – Эпштейн М. Н. Парадоксы новизны. О литературном развитии XIX–XX веков. М.: Сов. писатель, 1988.
Alaily-Mattar, Thierstein 2018 – Alaily-Mattar N., Thierstein A. Urban transformations through exceptional architecture: introduction to the special issue // Journal of Urban Design. 2018. № 23 (2). P. 165–168. doi: 10.1080/13574809.2018.1429903
Bunnell et al. 2022 –Bunnell T., Aung-Thwin M., Clendenning J. N., Goh D. Ps., Smith N. R. Points of persuasion: truth spots in future city development / // Environment and Planning D: Society and Space. 2022. Vol. 40 (6). P. 1082–1099.
Domingues 2001 – Domingues J. M. Social creativity, collective subjectivity, and contemporary modernity // Contemporary Sociology. 2001. Vol. 30 (5). P. 537–538. doi: 10.1057/9780230597556
Faccioli, Losacco 2010 – Faccioli F., Losacco P. Nuovo manuale di sociologia visuale. Dall'analogico al digitale. Milano: Franco Angeli, 2010.
Loures 2008 – Loures L. Industrial Heritage: the past in the future of the city // Wseas transactions on environment and development. 2008. Is. 8, vol. 4. P. 687–696.
Luhmann 1992 – Luhmann N. Kommunikation mit Zettelkästen. Ein Erfahrungsbericht // Universität als Milieu. Kleine Schriften / A. Kieserling (ed.). Haux: Bielefeld, 1992. S. 53-61. [Der Aufsatz wurde zuerst in 1981 veröffentlicht].
Mieg, Oevermann 2014 – Mieg H. A., Oevermann H. Industrial Heritage Sites in Transformation. Clash of Discourses. London: Routledge, 2014.
Miller, Vandome, McBrewster2009 – Miller F. P., Vandome A. F., McBrewster J. Consensus Reality. Saarbrücken: Universität des Saarlandes, 2009.
Oevermann 2018 – Oevermann H. Industrial Heritage, Historic Architecture, and Today’s Transformations of Cities // Contemporary Urban Research in the European City, 2018. URL:ttps://www.europenowjournal.org/2018/04/30/industrial-heritage-historic-architecture-and-todays-transformations-of-cities/
Potera 2024 – Potera N. The importance of urbanization in the process of shaping the “ubiquitous city” on the example of Songdo International Business District, South Korea // Studia z Polityki Publicznej. 2024. Vol. 10, № 3 (39). P. 9–24.
Radwan 2022 – Radwan Sh. Aproximación al discurso presidencial egipcio durante la primavera árabe traducido al español. dos discursos del expresidentE Hosni Mubarak como ejemplos // Orkopata. Revista de Lingüística, Literatura y Arte. 2022. Vol. 1, № 4. P. 30–45.
Rae 2016 – Rae R. A. Arcology, Arcosanti and the Green Urbanism Vision // Open House International. 2016. Vol. 41, № 4. P. 56–62.
Reed 2012 – Reed B. Heretic: The life and death of Akhenaten. North Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform, 2012.
Terrenoire 2006 – Terrenoire J. P. Sociologie visuelle // Communications. 2006. № 80 (1). P. 121–143.
Выпуск: 3, 2024
Серия выпуска: Выпуск №3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 138 — 164
Скачиваний: 131
Дополнительная информация: Исследование выполнено в рамках проекта «Дискурсивные трансформации современного города: координаты российской урбанистики», поддержанного грантом РНФ № 23-18-00288, https://rscf.ru/project/23-18-00288/ The research was supported by the Russian Science Foundation, Grant No. 23-18-00288 Discursive Transformations of the Modern City: Coordinates of Russian Urban Studies: https://rscf.ru/project/23-18-00288/