ВИЗУАЛЬНОСТЬ И КОММУНИКАЦИЯ
Статья посвящена исследованию коммуникативной функции визуального образа. Автор производит различение понятий «образ», «внешность» и «изображение», анализирует основные характеристики образа как культурного медиатора. Человек есть коммуникативное существо; естественная для человека среда существования – это пространство культуры. Присутствие человека в культуре обеспечивается коммуникативным образом, благодаря различным «языкам культуры». Один из таких «языков» – это система визуальных объектов, имеющих для человека семиотическое и прагматическое значение. Восприятие внешности означает опознание субъектом объекта, восприятие образа означает получение сообщения. «Внешность» – это понятие, связанное с пространственной ориентацией субъекта, обладающего способностью визуального восприятия; «образ» – понятие, описывающее коммуникативную ситуацию, в силу наличия которой субъект присутствует в культуре. Автор рассматривает изображение как способ фиксации и предъявления образа; при этом само восприятие образа имеет коммуникативный (сообщительный) характер. Визуально-коммуникативная ситуация имеет место тогда, когда образ выступает для субъекта в качестве, во-первых, фрагмента, требующего контекстуальной (семантической) дефрагментации; во-вторых, в качестве имеющей отношение лично к нему реальности, вызывающей индивидуальный отклик и переводящей личность в активное (прагматическое) состояние.
Ключевые слова: визуальные исследования, визуальная антропология, коммуникация, культура, образ, изображение, фрагмент, субъект
Библиография:
Аванесов 2013 – Аванесов С. С. Нормативная онтология: Петербургские доклады. Томск, 2013.
Барт 1999 – Барт Р. Фрагменты речи влюблённого. Москва, 1999.
Бычков 2002 – Бычков В. В. Эстетика. Москва, 2002.
Ванеян 2010 – Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. Москва, 2010.
Воннегут 2010 – Воннегут К. Сейчас вылетит птичка! Москва, 2010.
Инишев 2011 – Инишев И. Н. Взаимосвязь материального и смыслового в иконическом опыте // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 4 (16). С. 86–93.
Инишев 2012 – Инишев И. Н. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос. 2012. № 1 (85). С. 184–211.
Каллин 2007 – Каллин М. Страна приливов. Санкт-Петербург, 2007.
Лоренц 1992 – Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3. С. 39–53.
Марсель 2004 – Марсель Г. Опыт конкретной философии. Москва, 2004.
Мелик-Гайказян 2010 – Мелик-Гайказян И. В. Концептуальная модель диагностики технологий информационного общества // Вестник ТГПУ. 2010. № 5 (95). С. 42–51.
Мелик-Гайказян 2009 – Мелик-Гайказян И. В. События, организующие коммуникативное пространство // Конструирование человека. Томск, 2009. С. 13–20.
Петровская 2012 – Петровская Е. В. Теория образа. Москва, 2012.
Рахматуллин и др. 2012 – Рахматуллин Р. Ю., Семёнова Э. Р., Хамзина Д. З. Понятие образа // Грамота. 2012. № 12 (26). С.
Савчук 2010 – Савчук В. В. Иконический поворот // Философские науки. 2010. № 5. С. 134–139.
Сигрист 2003 – Серафим (Сигрист), еп. Внепричинность, Дух и свобода // Личность в Церкви и обществе. Москва, 2003. С. 11−16.
Эко 2006 – Эко У. Отсутствующая структура: Введение в семиологию. Санкт-Петербург, 2006.
Выпуск: 2, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 11 — 25
Скачиваний: 1617