ПЯТЬ КООРДИНАТ ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ
Исходя их положения об определяющей цели визуальной антропологии – «диалоге культур», автор считает, что одной из важнейших задач фильмов, соответствующих такому целепологанию, является в первую очередь представление достоверной информации. Поэтому в начале статьи рассматриваются те характеристики документального кино, которые были в центре внимания в период становления кинематографа, когда внимание исследователей ещё не окончательно переключилось на игровой кинематограф. Первым, кто заложил основы теории киноязыка, понимаемого именно как язык документального кино, был советский кинорежиссёр Дзига Вертов. Им были декларированы и экспериментально проиллюстрированы основополагающие координаты киноязыка – пространственные и временные. Но принятая им идеологическая «установка на формирование нового человека» не позволила использовать формальные открытия для превращения документального кинематографа в средство диалога с людьми, попадающими в поле зрения кинокамеры. Этот шаг примерно в те же годы сделал режиссёр с другого континента – Роберт Флаэрти. Не претендуя на роль теоретика кинематографа, Флаэрти на практике совершил открытие, которое показало, что доку ментальная съёмка не только способна совершать художественные открытия, но и может стать средством коммуникации, позволяющим представителям далёких миров не выступать с экрана в роли экзотических чужаков, а вести со зрителем равноправный диалог. Главной задачей статьи было показать, что формальные категории структуры фильма (пространственные и временные) естественным образом могут сочетаться с такой иррациональной категорией, как нравственная ответственность автора фильма перед отображаемой действительностью.
Ключевые слова: визуальная антропология, языки кино, координаты, диалог культур
Библиография:
Mead 1995 – Mead M. Visual Anthropology in a Discipline of Words // Principles of Visual Anthropology / Ed. P. Hockings. N.Y.: Mouton de Gruyter, 1995. Pp. 3–10.
Александров 2007 – Александров Е. В. Межкультурный диалог // Обсерватория культуры. 2007. № 6. С. 134–142.
Базен 1972 –Базен А. Что такое кино? Москва, 1972.
Вертов 1966 –Вертов Дзига. Статьи. Дневники. Замыслы. Москва, 1966.
Флаэрти 1980 – Роберт Флаэрти. Статьи. Свидетельства. Сценарии. М., 1980.
Флоренский 2000 – Флоренский П. А. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. Москва, 2000.
Шкловский 1926 – Шкловский В. Куда шагает Дзига Вертов? // Советский экран. 1926. № 32.
Эйзенштейн 1964 – Эйзенштейн С. М. Стачка 24. К вопросу о материалистическом подходе к форме // Избранные произведения. В 6-ти томах.
Т. 1. Москва, 1964. С. 113–116.
Выпуск: 2, 2014
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 55 — 64
Скачиваний: 1316