ОТ МИРОВОСПРИЯТИЯ К ДОКУМЕНТУ (ФУНКЦИОНАЛЬНО-ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА КОММУНИКАЦИИ В ВИЗУАЛЬНОЙ АНТРОПОЛОГИИ)
В статье можно выделить три взаимосвязанные части. В первой обосновывается перспективность рассмотрения визуальной антропологии, сохраняющей генетическую связь с этнографическим фильмом, согласно «расширительным» тенденциям современной антропологической теории. Вторая часть посвящена раскрытию понятия «деятельность в области визуальной антропологии». В предлагаемом определении акцент делается на главных задачах создания специфических экранных материалов и последующей работы с ними. Эта деятельность носит репрезентативный характер, а следовательно, осуществляет посредническую функцию между отображаемой культурой и адресатами, воспринимающими эту информацию. Моральная ответственность представляется важнейшим свойством, определяющим специфику визуально-антропологической деятельности на всех этапах. В третьей части предпринимается попытка выявить генетическую связь процессов получения визуально-антропологической информации и структур экранных сообщений со сферой мировосприятия человека, изучаемой широким спектром гуманитарных и естественно-научных дисциплин.
Ключевые слова: визуальная антропология, документальное кино, моральная ответственность антрополога, мировоззрение, диалог культур
Библиография:
Александров 1997 – Александров Е. В. Система визуальной антропологии в России: ступени «погружения» и проблемы // Материальная база культуры. Вып. 1. Москва, 1997. С. 60–65.
Александров 2007 – Александров Е. В. Вместо рецензии. В поисках предмета визуальной антропологии // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 9–20.
Богданов 2014 – Богданов К. А. Филология и антропология: изучение литературы в эпоху интернета // Русская литература. 2014. № 1. С. 5–17.
Батаева 2008 – Батаева Е. В. Об «умной иконографии» новозаветного мифа. Санкт-Петербург, 2008. [Электронный ресурс] URL: http://esxatos.com/bataeva-ob-umnoy-ikonografii-mifa (дата обращения:10.09.2014).
Генисаретский 1986 – Генисаретский О. И. YamalStream (Заметки к гуманитарному симпозиуму «Открытие и сообщаемость культур») // Гуманитарный симпозиум «Открытие и сообщаемость культур». Москва, 1986. С. 97–110.
Никишенков 2010 – Никишенков А. А. Визуальные этнографические материалы. 2010. [Электронный ресурс] URL: http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0134772:article (дата обращения: 25.09.2014).
Пинк 2007 – Пинк С. Форум: Визуальная антропология // Антропологический форум, 2007. № 7. С. 68–78.
Подорога 2000 – Подорога В. Мастерская визуальной антропологии. 1993–1994. Москва, 2000 [Электронный ресурс] URL: http://belyprize.ru/?pid=88 (дата обращения: 10.09.2014).
Рокитянский 1986 – Рокитянский В. Время встречи. Этнограф и «другой»: логика развития этнографического самосознания в XX веке // Гуманитарный симпозиум «Открытие и сообщаемость культур». Москва, 1986. С. 49–59.
Уорт 1985 – Уорт Сол. Разработка семиотики кино. Строение фильма. Сб. статей / Составитель К. Разлогов. Москва, 1985. С. 133–175.
Шукуров 2007 – Шукуров Ш. Визуальная антропология: Пространственное видение и методы изображения человека // Труды Отделения историко-филологических наук РАН. 2006. Москва, 2007. [Электронный ресурс] URL: www.intelros.ru (дата обращения: 10.09.2014).
Ярская-Смирнова и др. 2007 – Визуальная антропология: новые взгляды на социальную реальность. Сб. статей / Под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, П. В. Романова, В. Л. Круткина. Саратов, 2007.
Collier 1967 – Collier John Jr. Visual Anthropology: Photography as a Research Method. New York, 1967.
Выпуск: 2, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 55 — 68
Скачиваний: 1118