ОСОБЕННОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПОЗИЦИИ АВТОРА (НА МАТЕРИАЛЕ СТИХОТВОРЕНИЯ ИОСИФА БРОДСКОГО «БОЛЬШАЯ ЭЛЕГИЯ ДЖОНУ ДОННУ»)
В статье рассматривается возможность анализа литературного произведения как совокупности процессов изменения авторской позиции: последовательных изменений точки зрения (как физической, так и психологической) и фокуса, направленности внимания на предмет или совокупность предметов. Исследуется корреляция между изменением позиции в произведении и направленностью внимания читателя. Для выявления и разграничения процессов изменения позиции и фокуса в статье предлагается типология вариантов изменений такого рода. Предлагаемая типология отличается от схожих построений, разработанных в рамках нарратологии, большей дифференциацией основных вариантов и, соответственно, большей детализацией анализа произведения. Результаты анализа представлены в виде двухуровневой схемы последовательного изменения точки зрения и фокуса.
Ключевые слова: позиция, точка зрения, нарратология, направленность внимания, контрапункт, фокализация
Библиография:
Бродский 2011 – Бродский И. Стихотворения и поэмы. [Том 1] / Сост., прим. Л. Лосева. Санкт-Петербург, 2011.
Донских 2006 – Донских О. А. С позиции Бога (рефлексия по поводу «Книги Иова») // Сибирь на перекрестье мировых религий: Материалы III Межрегиональной конференции памяти М. И. Риж- ского. Новосибирск, 2006. С. 6–9. [Электронный ресурс] URL: http://www.nsu.ru/classics/donskikh/O%20knige%20Iova.pdf (дата обращения: 02.11.2014)
Нонака 1994 – Нонака С. К вопросу о точке зрения в романе «Чевенгур» // «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. Москва, 1994. С. 523–535.
Шмид 2003 – Шмид В. Нарратология. Москва, 2003.
Юнг 1998 – Юнг К. Г. Обзор теории комплексов. Минск, 1998.
Выпуск: 2, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 103 — 114
Скачиваний: 1012