ИЕРУСАЛИМСКАЯ АНАТОПИЯ
В статье рассматриваются способы визуального переноса культурных реалий Иерусалима и Святой Земли на почву русской христианской культуры, с особой степенью концентрации выраженной в храмовом действе. Установлена связь богослужебного времени с конкретной топографией Святой Земли как места совершения описанных в Евангелии событий. Демонстрируется смысл богослужебного действия как паломничества по святым местам Иерусалима и окрестностей, что выражено в смысловом соединении исторического события, его палестинской локализации и его литургического «воспроизведения». Отмечается палестинская «разметка» храмового пространства, которая дополняется иконическим (сакральноизобразительным) рядом. При переносе литургической традиции, основанной на палестинской топике, возникает обратное движение, то есть распространение литургически зафиксированных топических маркеров на окружающее храм пространство. Учитывая типологическое родство имени и образа, автор обращает внимание на иконические образы как анаграммы, а визуальные пространственные комплексы, представленные в таких образах-анаграммах, предлагает именовать анатопиями, сохраняя за ними все семиотические особенности анаграмм, прикровенно означающих собой исторические реалии и их эсхатологический смысл.
Ключевые слова: храмовое пространство, иконический образ, анатопия
Библиография:
Иванов 1977 – Иванов Вяч. Вс. Об анаграммах Ф. де Соссюра // Фердинанд де Соссюр. Труды по языкознанию. Москва, 1977. С. 635–638.
Помяловский 1886 – Помяловский И. В. Паломничество по святым местам конца IV века // Православный палестинский сборник. Вып. 20. Санкт-Петербург, 1886.
Топоров 1987 – Топоров В. Н. К исследованию анаграмматических структур (анализы) // Исследования по структуре текста. Москва, 1987. С. 193–238.
Успенский 1982 – Успенский Н. Д. Византийская литургия // Богословские труды. Вып. 23. Москва, 1982.
Выпуск: 2, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: АРХИВ
Страницы: 126 — 131
Скачиваний: 1062