ВИЗУАЛЬНЫЕ КОННОТАЦИИ В СЕМАНТИКЕ ЛИЧНОСТИ
В статье акцентирована проблема прояснения смысла базовых антропологических терминов. Научная конвенция в сфере антропологической терминологии является одним из условий развития знания о человеке, поскольку она обеспечивает поддержание коммуникативного характера антропологии. Для решения указанной проблемы требуется аналитический подход, учитывающий историко-культурные трансформации смысла термина, влияние контекста его употребления на его значение. В статье анализируется один из ключевых антропологических терминов – «личность». Автор выясняет, что данный термин исходно связан с визуальными смысловыми коннотациями, которые сохраняются или эволюционируют по мере развития опыта антропологической рефлексии. Так, в античной культуре слово πρόσωπον в зависимости от времени, обстоятельств и контекста означает следующее: 1) внешность, внешний вид, наружность; 2) лицо; 3) маска; 4) характер; 5) роль, персонаж; 6) исполнитель роли, актёр. Подобные значения имеет и латинское persona. В христианской культуре это слово теряет своё «театральное» значение, и употребления термина πρόσωπον теперь концентрируются вокруг двух смысловых пунктов: а) внешний вид; б) конкретный субъект («кто»). Смещение смыслового акцента от «личности-маски» к «личности-ипостаси» отражает радикальную трансформацию мышления о человеке, связанную с переходом от античной космологической парадигмы к христианской персоналистической платформе, на основании которой личность как видимое приобретает особую экзистенциальную глубину и уникальную ценность.
Ключевые слова: антропология, термин, смысл, личность, визуальные аспекты
Библиография:
Аванесов 2008 – Аванесов С. С. Личность как синергийная конституция // Философские науки. 2008. № 2. С. 32–46.
Аверинцев 1971 – Аверинцев С. С. Греческая «литература» и ближневосточная «словесность» (Противостояние и встреча двух творческих принципов) // Типология и взаимосвязи литератур древнего мира. Москва, 1971. С. 206−266.
Аксючиц 2010 – Аксючиц В. Христианская личность. 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bogoslov.ru/text/print/1144159.html (дата обращения: 13.09.2015).
Антоновский 2015 – Антоновский А. Ю. Понимание и взаимопонимание в научной коммуникации // Вопросы философии. 2015. № 2. С. 45–57.
Аристотель 2002 – Аристотель. Политика. Поэтика / Пер. С. А. Жебелева, М. Л. Гаспарова. Москва, 2002.
Афонасина 2014 – Афонасина А. С. Античные источники о раскрашенных статуях // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 31–40.
Белецкий 1960 – Белецкий А. А. Греческие надписи на мозаиках Софии Киевской // Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. Москва, 1960. С. 159–192.
Грегерсен 2013 – Грегерсен Н. Imago imaginis: человеческая личность с богословской точки зрения / Пер. с англ. С. Павлова // Богословие личности. Москва, 2013. С. 1–27.
Дворецкий 1958 – Дворецкий И. Х. Древнегреческо-русский словарь. В 2-х томах. Москва, 1958.
Иоанн Дамаскин 2002 – Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. Источник знания / Пер., комм. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. Москва, 2002.
Кессиди, Кондзелка 1989 – Кессиди Ф. Х., Кондзелка В. В. Был ли древний грек личностью? // Философская и социологическая мысль. 1989. № 11. С. 40–50.
Колесов 2004 – Колесов В. В. Душа и личность // Колесов В. В. Слово и дело: Из истории русских слов. Санкт-Петербург, 2004. С. 589–595.
Кон 1978 – Кон И. С. Открытие «Я». Москва, 1978.
Лаут 2002 – Лаут Э. От христологии к образу Христа: преподобный Максим Исповедник о Преображении Господнем // Альфа и Омега. 2002. № 3 (33). С. 34–47.
Лебедев 1989 – Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики / Изд. подг. А. В. Лебедев. Москва, 1989.
Лобковиц 1998 – Лобковиц Н. Что такое «личность»? / Пер. с нем. К. В. Бандуровского // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 54–64.
Лосев 1988 – Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Лосев А. Ф. Дерзание духа. Москва, 1988. С. 153−170.
Лосев 1994 – Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 2. Москва, 1994.
Лосский 2000 – Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности // Лосский В. Н. Богословие и боговидение. Москва, 2000. С. 289–302.
Лосский 2010 – Лосский В. Н. Догматическое богословие // Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие / Пер. с фр. В. А. Рещиковой. СвятоТроицкая Сергиева Лавра, 2010. 448 с.
Любарский 1974 – Любарский Я. Н. Внешний облик героев Михаила Пселла (К пониманию художественных возможностей византийской историографии) // Византийская литература. Москва, 1974. С. 245–260.
Мазаева 2015 – Мазаева О. Г. О терминологическом смысле языковых образований античной философии // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 2 (30). С. 137–144.
Майер 2012 – Майер Г. Послание Иакова / Пер. с нем. И. В. Просвирякова. Москва, 2012.
Новиков 2000 – Новиков Д. В. Учение о личности в христианском богословии IV−VIII веков // Человек. 2000. № 2. С. 27−37.
Новый Завет 2002 – Новый Завет на греческом и русском языках. Москва, 2002.
Ньюман 1997 – Ньюман Б. М. Греческо-русский словарь Нового Завета / Пер. с англ. В. Н. Кузнецовой. Москва, 1997.
Петрученко 1994 – Петрученко О. Латинско-русский словарь. Москва, 1994.
Плотин 2004 – Плотин. Третья эннеада / Пер. Т. Г. Сидаша. Санкт-Петербург, 2004.
Рыжкова 2005 – Рыжкова Г. С. Христианство и персонализм // Философия: вызов современности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. С. 132–134.
Смирнов 2015 – Смирнов С. А. Феномен как визуальный концепт в антропологии культуры (от классических образцов к неклассическому опыту) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1 (3). С. 21–28.
Стеняев 2014 – Стеняев О., прот. Мудрость небесная и земная. Беседы на послание апостола Иакова. Москва, 2014.
Стратановский 1974 – Стратановский Г. А. Феофраст и его «Характеры» // Феофраст. Характеры. Ленинград, 1974. С. 45–83.
Тахо-Годи 1999 – Тахо-Годи А. А. О древнегреческом понимании личности на материале термина soma // Лосев А. Ф., Тахо-Годи А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. Санкт-Петербург, 1999. С. 362−381.
Флоровский 1992 – Флоровский Г. В., свящ. Восточные отцы IV века. Москва, 1992.
Хоружий 1995 – Хоружий С. С. Аналитический Словарь Исихастской Антропологии // Синергия: Проблемы аскетики и мистики православия. Москва, 1995. С. 42−150.
Хоружий 2006 – Хоружий С.С. Вещь в работе // Человек.ru. 2006.
Яннарас 2005 – Яннарас Х. Личность и Эрос // Избранное: Личность и Эрос. Москва, 2005. С. 87–400.
Выпуск: 3, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 5
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 28 — 53
Скачиваний: 1152