ВИЗУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ВОЙНЫ В СОВЕТСКОМ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОМ» КИНО ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СТАЛИНИЗМА
В статье рассматривается влияние победы в войне на изменение статуса сталинского режима, на механизмы репрезентации власти в советском кино, посвящённом войне. Трансформация военного опыта в нарратив Победы, замена Революции как основного фундирующего события советской нации на Победу и создание «полезного прошлого» началось уже в завершающий стадии войны (фильм Фридриха Эрмлера «Великий перелом»), а затем закрепилось в серии картин, призванных экранизировать историю победных «сталинских ударов» и составивших жанр так называемого «художественно-документального фильма» – «Третий удар» И. Савченко, «Сталинградская битва» В. Петрова, «Падение Берлина» М. Чиаурели. Картины эти обладали специфической поэтикой и сильно отличались от довоенной сталинианы, фактически визуализируя изменившийся миф, согласно которому Сталин перестал быть просто лучшим учеником и наследником Ленина, но представлен как единственный спаситель страны и победитель в войне.
Ключевые слова: поздний сталинизм, советске кино, Великая Отечественная война, репрезентация власти, Ф. Эрмлер, В. Петров, М. Чиаурели
Библиография:
Андерсон и др. 2005 – Кремлёвский кинотеатр. Документы / Сост. К. М. Андерсон, Л. В. Максименков, Л. П. Кошелева, Л. А. Роговая. Москва, 2005.
Базен 1988 – Базен А. Миф Сталина в советском кино // Киноведческие записки. 1988. № 1. С. 154–169.
Белова 1978 – Белова Л. Сквозь время: Очерки истории советской кинодраматургии. Москва, 1978.
Браденбергер 2009 – Браденбергер Д. Национал-Большевизм. Сталинская массовая культура и формирование русского национального самосознания (1931–1956). Санкт-Петербург, 2009.
Весник 2009 – Весник Евгений. Записки артиста. 2009. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.e-reading.club/bookreader.php/1009497/Vesnik_-_Zapiski_artista.html (дата обращения: 25.11.2015).
Ждан 1949 – Ждан В. Образ великой битвы // Искусство кино. 1949. № 3.
Коварский 1946 – Коварский Н. История победы // Искусство кино. 1946. № 1.
Маневич 1953 – Маневич И. Народный артист СССР Михаил Чиаурели. Москва, 1953.
Марголит 2012 – Марголит Е. Живые и мёртвое. Заметки к истории советского кино 1920–1960-х годов. Санкт-Петербург, 2012.
Марьямов 1992 – Марьямов Г. Кремлёвский цензор: Сталин смотрит кино. Москва, 1992.
Петров 1949 – Петров В. Фильм о героическом сражении // Искусство кино. 1949. № 3.
Радзинский 1997 – Радзинский Э. Сталин. Москва, 1997.
Ромм 1964 – Ромм М. Беседы о кино. Москва, 1964.
Рыклин 2002 – Рыклин М. Пространства ликования: Тоталитаризм и различие. Москва, 2002.
Соловьёв 1949 – Соловьёв A. Пути развития нового жанра // Искусство кино. 1949. № 4.
Сталин 1947 – Иосиф Виссарионович Сталин. Краткая биография. Москва, 1947.
Сутырин 1946 – Сутырин В. «Великий перелом» // Искусство кино. 1946. № 1.
Эрмлер 1974 – Эрмлер Ф. Документы, статьи, воспоминания. Ленинград, 1974.
Юренев 1949 – Юренев Р. Советский биографический фильм. Москва, 1949.
Bennett 1995 – Bennett T. The Birth of the Museum: History, Theory, Politics. London: Routledge, 1995.
Marin 1988 – Marin L. Portrait of the King. London: Macmillan, 1988.
Urry 1996 – Urry J. How Societies Remember the Past // Theorizing Museums: Representing Identity and Diversity in a Changing World. Ed. by Sharon Macdonald and Gordon Fyfe. Oxford: Blackwell Publishers, 1996.
Выпуск: 4, 2015
Серия выпуска: Выпуск № 6
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 28 — 46
Скачиваний: 1107