ВИЗУАЛЬНОЕ, СОЦИАЛЬНОЕ, ОБРАЗНОЕ: ЗРИТЕЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК ФАКТОР СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье отстаивается тезис о парадигматическом характере визуального образа для тематического и – что самое главное – для методологического самосознания исследований визуальной культуры. В центре рассмотрения находятся вопросы структурного единства материальных и смысловых аспектов визуальных изображений в их связи со способами циркуляции социально значимых образов в современной культуре. Один из ключевых выводов статьи: идея характерной для многих социально релевантных визуальных феноменов специфической иконической материальности (реализующейся, по меньшей мере, в некоторых актах перцепции структурная взаимосвязь модусов восприятия, понимания и присутствия) способна выступить в роли объяснительной модели для ряда важных процессов в современной визуальной культуре, таких как приоритет визуальных форм коммуникации, историческая устойчивость культурных образов, несмотря на нестабильность и многообразие их визуальных воплощений, усиление роли визуальной грамотности и, как следствие, необходимость ревизии современного образовательного канона и многие другие.
Ключевые слова: образ, визуальная культура, иконическая материальность, иконический ритуал
Библиография:
Гумбрехт 2006 – Гумбрехт Х.-У. Производство присутствия: чего не может передать значение. Москва, 2006.
Alpers 1983 – Alpers S. The Art of Describing: Dutch Art in the Seventeenth Century. The University of Chicago Press, 1983.
Baxandall 1972 – Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy. Oxford University Press, 1972.
Berger 1972 – Berger J. Ways of Seeing. The British Broadcasting Corporation and Penguin Books, 1972.
Boehm 2001 – Boehm G. Reprasentation – Prasentation – Prasenz // Boehm G. (Hg.) Homo Pictor. Saur, 2001.
Bolter, Grusin 2000 – Bolter J. D., Grusin R. Remediation: Understanding New Media. MIT Press, 2000.
Freedberg 1989 – Freedberg D. The Power of Images. Studies in the History and Theory of Response. The University of Chicago Press, 1989.
Gibson 1979 – Gibson James J. The Ecological Approach To Visual Perception. Psychology Press, 1979.
Giesen 2012 – Giesen B. Iconic Difference and Seduction // Iconic Power: Materiality and Meaning in Social Life. Ed. by J. Alexander, D. Bartmanski. Palgrave Macmillan, 2012. P. 203–218.
Haug 1971 – Haug W. F. Kritik der Warenasthetik. Suhrkamp, 1971.
Kress, Leeuwen 2002 – Kress G., Leeuwen Th., van. Colour As a Semiotic Mode: Notes For a Grammar of Colour // Visual Communication. 2002. 1(3). P. 343–368.
Latour 2001 – Latour B. What is Iconoclash? or Is there a world beyond the image wars? // In Iconoclash, Beyond the Image-Wars in Science, Religion and Art. Ed. by Peter Weibel and Bruno Latour. ZKM and MIT Press, 2001.
Manghani 2013 – Manghani S. Image Studies: Theory and Practice. Sage, 2013.
Marks 2002 – Marks L. Touch: Sensuous Theory and Multisensory Media. Minnesota University Press, 2002.
Mitchell 2005 – Mitchell W. J. T. What Do Pictures Want? The Lives and Loves of Images. The University of Chicago Press, 2005.
Mitchell 2009 – Mitchell W. J. T. Four Fundamental Concepts of Image Science // Visual Literacy. Ed. by J. Elkins. New York/London: Sage, 2009.
Mondzain 2005 – Mondzain M.-J. Image, Icon, Economy: The Byzantine Origins of the Contemporary Imaginary. Stanford University Press, 2005.
Mondzain 2010 – Mondzain J.-M. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of Visual Culture. 2010. Vol. 9. P. 307–315.
Noe 2012 – Noe A. Varieties of Presence. Harvard University Press, 2012.
Pink 2011 – Pink S. A Multisensory Approach to Visual Methods // The SAGE Handbook of Visual Research Methods. Ed. by Eric Margolis & Luc Pauwels. Sage, 2011.
Rose 2012 – Visuality / Materiality: Images, Objects and Practices. Ed. by G. Rose, D. P. Tolia-Kelly. Farnham: Ashgate, 2012.
Seel 2000 – Seel M. Asthetik des Erscheinens. Suhrkamp, 2000.
Sonnevend 2012 – Sonnevend J. Iconic Rituals: Towards a Social Theory of Encountering Images // Iconic Power: Materiality and Meaning in Social Life. Ed. by J. Alexander, D. Bartmanski. Palgrave Macmillan, 2012. P. 219–232.
Wiesing 2004 – Wiesing L. Performativitat des Bildes // Kramer S. (Hg.) Performativitat und Materialitat. Wilhelm Fink Verlag, 2004.
Выпуск: 1, 2016
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 9 — 25
Скачиваний: 1047