САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (3). СЕМАНТИКА ИНТЕРЬЕРА СОФИЙСКОГО СОБОРА
DOI: 10.23951/2312-7899-2017-2-30-78
В этой статье я продолжаю исследование сакральной топики традиционного русского города. В статье обосновано различие концептов «нового Иерусалима» и «нового Рима» применительно к раннему русскому городу (на примере Киева); рассмотрена и аргументирована аналогия между Давидом, Константином и Владимиром, с одной стороны, и Соломоном, Юстинианом и Ярославом, с другой стороны, как устроителями сакрального городского пространства; показана преемственность архитектурных доминант в процессе реализации константинопольской / иерусалимской топики в Киеве (Десятинная церковь – Софийский собор); произведён семиотический анализ изображения Богородицы в апсиде киевской Софии в контексте соборного интерьера. Проведённое исследование позволяет сделать следующие заключения: во-первых, в синтаксическом отношении изображение Богородицы-Оранты композиционно включено в единую визуальную систему с изображением Христа-Вседержителя в куполе собора, что продуцирует коммуникативное внутреннее храмовое пространство; во-вторых, семантика образа Богородицы включает такие Её значения, как Царица (уровень денотации), Церковь, Храм, Евхаристия и Город, или «Нерушимая Стена» (уровень коннотации); в-третьих, в прагматическом аспекте Богородица-Оранта выступает в качестве инициатора и медиатора коллективного молитвенно-перформативного действия, ориентированного в направлении Христа как Божественной Премудрости, то есть Софии. Именно это алтарное изображение выступает в качестве смыслового центра и визуального ядра городского пространства Киева как «нового Иерусалима» и, следовательно, пространства всего Русского государства.
Ключевые слова: визуальная семиотика, восточное христианство, город, сакральная архитектура, визуальная организация пространства, культурно-семиотический трансфер, Софийский собор, синтаксис, семантика, прагматика, иконография, перформативный образ
Библиография:
Аванесов 2014 – Аванесов С. С. Визуальность и коммуникация // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 2. С. 11–25.
Аванесов 2016 а – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71–114.
Аванесов 2016 б – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (2). Софийский собор: синтаксис и семантика // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 25–81.
Аверинцев 1997 – Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. Москва, 1997.
Аверинцев 2005 – Аверинцев С. С. Другой Рим. Санкт-Петербург, 2005.
Аверинцев 2006 – Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Аверинцев С. С. София–Логос. Киев, 2006. С. 548–591.
Айналов, Редин 1889 – Айналов Д. В., Редин Е. К. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. Санкт-Петербург, 1889.
Айналов, Редин 1899 – Айналов Д., Редин Е. Древние памятники искусства Киева. Софийский собор, Златоверхо-Михайловский и Кирилловский монастыри. Харьков, 1899.
Акентьев 1983 – Акентьев К. К. Некоторые итоги исследований мозаик константинопольской Св. Софии и вопросы методологии историко-художественных реконструкций // Византийский временник. 1983. Том 44 (69). С. 158–181.
Акентьев 1995 – Акентьев К. К. Мозаики киевской Св. Софии и «Слово» митрополита Илариона в византийском литургическом контексте // Византинороссика. Том 1: Литургия, архитектура и искусство византийского мира. Санкт-Петербург, 1995. С. 75–94.
Акентьев 2005 – Акентьев К. К. «Слово о законе и благодати» Илариона Киевского. Древнейшая версия по списку ГИМ Син. 591 // Византинороссика. Том 3. Санкт-Петербург, 2005. С. 116–152.
Алпатов 1983 – Алпатов М. В. Заметки о памятниках византийской живописи // Византийский временник. 1983. Том 44 (69). С. 135–157.
Аполлодор 1993 – Аполлодор. Мифологическая библиотека / Изд. подг. В. Г. Борухович. Москва, 1993.
Артюх 1989 – Артюх А. А. О языке иконописи: К постановке проблемы // Философская и социологическая мысль. 1989. № 3. С. 34-35.
Береговой, Голиченко 1989 – Береговой Н. Н., Голиченко Т. С. Греческая культура и отечественная философская мысль времён средневековья // Философская и социологическая мысль. 1989. № 3. С. 111−113.
Бондаренко 1996 – Бондаренко А. И. Эстетика древнерусского города // Художественно-эстетическая культура Древней Руси. XI–XVII века. Москва, 1996. С. 95–118.
Бутырский 2009 – Бутырский М. Н. Влахерны // Православная энциклопедия. 2009. Том 9. С. 124–128. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/155035.html (дата обращения: 03.05.2017).
Вагнер 1988 – Вагнер Г. К. Проблема жанров в архитектуре древней Руси // Архитектурное наследство. Вып. 36: Русская архитектура. Москва, 1988. С. 3–21.
Ванеян 2010 – Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. Москва, 2010.
Витгенштейн 2008 – Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. Москва, 2008.
Воскобойников 2014 – Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300–1300): Очерк христианской культуры Запада. Москва, 2014.
Вятчанина 1984 – Вятчанина Т. Н. О значении образца в древнерусской архитектуре // Архитектурное наследство. Вып. 32. Москва, 1984. С. 26–31.
Голубина 2016 – Голубина М. Иконография Покрова Богородицы // KATEHON. 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://katehon.com/ru/article/ikonografiya-pokrova-bogorodicy (дата обращения: 01.05.2017).
Громов, Козлов 1990 – Громов М. Н., Козлов Н. С. Русская философская мысль X–XVII веков. Москва, 1990.
Гуляницкий 1993 – Древнерусское градостроительство Х–ХV веков / Общ. ред. Н. Ф. Гуляницкого. Москва, 1993.
Данилевский 2008 – Данилевский И. Н. Зарождение государственной идеологии в Древней Руси // Ярослав Мудрый и его эпоха. Москва, 2008. С. 134–152.
Данилевский 2010 – Памятники общественной мысли древей Руси. Том 3: Московская Русь / Сост., комм. И. Н. Данилевского. Москва, 2010.
Демчук 2008 – Демчук Р. В. Храм Софії у символічному просторі Русі-України. Киïв, 2008.
Демчук 2013 – Демчук Р. В. Киев – второй Иерусалим. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ippo.ru/ipporu/article/kiev--vtoroy-ierusalim-rv-demchuk-201783 (дата обращения: 06.05.2017).
Дерягин 1994 – Дерягин В. Я. Иларион. Жизнь и «Слово» // Иларион. Слово о законе и благодати. Москва, 1994. С. 5–27.
Диди-Юберман 2001 – Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас / Пер. с фр. А. Шестакова. Санкт-Петербург, 2001.
Дмитриев, Лихачёв 1985 – Памятники литературы древней Руси. Середина XVI века / Сост., общ. ред. Л. А. Дмитриева, Д. С. Лихачёва. Москва, 1985.
Добрынина 1994 – Добрынина Э. Н. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр Московского Акафиста Богородице // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Санкт-Петербург, 1994. С. 188–196.
Дунаев 2003 – Писания мужей апостольских / Под ред. А. Г. Дунаева. Москва, 2003.
Жервэ 2000 – Жервэ А. В. Мера святого Гроба Господня. Традиция перенесения святыни на Руси в XII–XVII вв. // София. 2000. № 4. С. 8–12. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rusarch.ru/zherve2.htm (дата обращения: 08.01.2017).
Захарова 2015 – Захарова А. В. Изображения святых в монументальной декорации раннехристианских и византийских храмов до XI в. // Исторические исследования. 2015. № 2. С. 31–62.
Иларион 1994 – Иларион. Слово о законе и благодати. Москва, 1994.
Иоаннисян 2010 – Иоаннисян О. М. Архитектурные особенности Десятинной церкви и Софийского собора: опыт сравнения // Заснування Софійського собору в Києві: проблеми нових датувань. Матеріали Круглого столу. Киïв, 2010. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/ioannisian3.htm (дата обращения: 02.01.2017).
Карпов 2010 – Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. Москва, 2010.
Карпов 2015 – Карпов А. Ю. Владимир Святой. Москва, 2015.
Колпакова 2010 – Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. Санкт-Петербург, 2010.
Комеч 1987 – Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х – начала ХII в. Москва, 1987.
Кондаков 1884 – Кондаков Н. Византийские церкви и памятники Константинополя. Одесса, 1884.
Кондаков 1914 – Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Том 1. Санкт-Петербург, 1914.
Лазарев 1960 – Лазарев В. Н. Мозаики Софии Киевской. Москва, 1960.
Лазарев 1986 – Лазарев В. Н. История византийской живописи. Москва, 1986.
Лазарев 2000 – Лазарев В. Н. Искусство древней Руси. Мозаики и фрески. Москва, 2000.
Левицкая 1963 – Левицкая В. И. Материалы исследования палитры мозаик Софии Киевской // Византийский временник. 1963. Том 23. С. 105–157.
Лидов 1988 – Лидов А. М. Архитектурные мотивы росписи Ахталы // Древний и средневековый Восток. Часть 2. Москва, 1988. С. 271–281.
Лидов 2008 – Лидов А. М. О константинопольском прототипе царского храма // Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Материалы и исследования. Выпуск XIX: Царский храм. Благовещенский собор Московского Кремля в истории русской культуры. Москва, 2008. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kreml.ru/fi/c5m5/i1212/v19s01_Lidov.pdf. (дата обращения: 13.01.2017).
Лидов 2009 а – Лидов А. М. Пространственные иконы как перформативный феномен // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное. Москва, 2009. С. 10–20.
Лидов 2009 б – Лидов А. М. Церковь Богоматери Фаросской. Императорский храм-реликварий как константинопольский Гроб Господень // Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009. С. 69–107.
Лидов 2010 – Лидов А. М. Икона и иконическое в сакральном пространстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.polit.ru/article/2010/07/16/icon/ (дата обращения: 03.01.2017).
Лидов 2014 – Лидов А. М. Росписи монастыря Ахтала. История, иконография, мастера. Москва, 2014.
Лидов, Ивакин 2010 – Лидов А. М., Ивакин Г. Ю. Сакральное пространство древнего Киева. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://polit.ru/article/2010/09/10/lidov_ivakin/ (дата обращения: 03.01.2017).
Лихачёв 1979 – Лихачёв Д. С. Великое наследие. Москва, 1979.
Лихачёв 1985 – Лихачёв Д. С. Градозащитная семантика Успенских храмов на Руси // Успенский собор Московского Кремля. Материалы и исследования. Москва, 1985. С. 17–23.
Логвин 1977 – Логвин Г. Н. К истории сооружения Софийского собора в Киеве // Памятники культуры. Новые открытия. Москва, 1977. С. 169–186.
Логвин 1982 – Логвин Г. Н. Киев. По художественным памятникам Киева. Москва, 1982. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.alyoshin.ru/Files/publika/logvin_kyiv/logvin_kyiv_00.html (дата обращения: 02.05.2017).
Логвин 1988 – Логвин Г. Н. Первоначальный облик Десятинной церкви в Киеве // Древности славян и Руси. Москва, 1988. С. 225–230.
Насонов 1950 – Новгородская Первая летопись старшего и младшего изводов / Ред., предисл. А. Н. Насонова. Москва, Ленинград, 1950.
Покровский 1910 – Покровский Н. В. Памятники христианской архитектуры, особенно русские. Санкт-Петербург, 1910.
Попов 2002 – Попов И. Н. Большой дворец в Константинополе // Православная энциклопедия. 2002. Том 5. С. 671–677. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/149715.html#part_7 (дата обращения: 01.01.2017).
ПСРЛ 1846 – Полное собрание русских летописей. Том 1. Санкт-Петербург, 1846.
Редин 1896 – Редин Е. К. Мозаики равеннских церквей. Санкт-Петербург, 1896.
Ричка 2005 – Ричка В. М. «Київ – другий Єрусалим» (з історії політичної думки та ідеології середньовічної Русі). Київ, 2005.
Рычка 2008 – Рычка В. М. «Город Ярослава»: символическое содержание летописного образа // Ярослав Мудрый и его эпоха. Москва, 2008. С. 153–166.
Савельев 1988 – Савельев Ю. Р. Византийская архитектурная традиция и русское зодчество конца Х – начала XII вв. // Древний и средневековый Восток. Часть 2. Москва, 1988. С. 319-340.
Сусленков 2014 – Сусленков В. Е. Иакинфа монастырь // Православная энциклопедия. 2014. Том 20. С. 431–435. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/200147.html (дата обращения: 19.05.2017).
Толстая 1979 – Толстая Т. В. Успенский собор Московского Кремля. К 500-летию уникального памятника русской культуры. Москва, 1979.
Тоцкая 1980 – Мозаïки та фрески Софiï Киïвськоï / Сост. И. Ф. Тоцкой. Видання друге. Киïв, 1980.
Трубецкой 1993 – Трубецкой Е. Н. Умозрение в красках: Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи // Философия русского религиозного искусства ХVI–ХХ вв. Москва, 1993. С. 195–219.
Уваров 1910 – Уваров А. С. Сборник мелких трудов. Том 1. Москва, 1910.
Успенский 1995 – Успенский Б. А. Семиотика искусства. Москва, 1995.
Флоренский 1990 – Флоренский П. А. Столп и утверждение Истины. Москва, 1990.
Хаас 2010 – Хаас А. М. Событие в философской и теологической перспективе // Ἑρμηνεία. 2010. № 1 (2). С. 16–33.
Выпуск: 2, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 30 — 78
Скачиваний: 1133