ПРОТЕСТАНТСКАЯ ИЕРОТОПИЯ В ГОЛЛАНДСКОЙ ЖИВОПИСИ ЗОЛОТОГО ВЕКА
DOI: 10.23951/2312-7899-2017-3-10-32
Иеротопическая методология, разработанная А. М. Лидовым, рассматривает процессы сакрализации мест и пространств как осознанную творческую деятельность. Реформация отменила традиционную сакральность церквей и святилищ, но открыла дорогу протестантской иеротопии: сакрализации материального мира в целом как Божьего Творения. Восхищение природой стало религиозным чувством, а домашнее и повседневное засияло аурой новой святости. Основной тезис данной работы: голландскую живопись Золотого Века можно интерпретировать как иконографию этой новой сакральности. Это искусство называют реалистическим, но его лучше назвать восторженным или даже сакральным натурализмом. В атмосфере восхищения материальным как Божьим Творением возникла эстетика зрелищной «живописности», в которой классический эталон прекрасного утратил силу, а всё, созданное Творцом, оказалось достойным пристального внимания и любовного увековечения в живописи. Букеты и натюрморты стали иконами Божьего Творения, а мётлы и тапочки – символами нового культа чистоты. Скромные буржуазные интерьеры, украшенные нереально роскошными персидскими коврами и мраморными полами, предстали в образе храмов домашнего уюта. Обсуждается влияние естественного богословия XVII века, кальвинистских доктрин, неостоицизма, спинозизма и бэконианства на формирование в протестантской культуре обострённого внимания к видимому миру и сакрализации Творения, имевшей выраженный пантеистический оттенок.
Ключевые слова: голландская живопись, Золотой век Голландии, реализм, иеротопия, протестантизм, кальвинизм, неостоицизм, естественное богословие, живописность, иконология, теория искусства, сакрализация, барокко, пейзаж, натюрморт, материя, цветок, интерьер
Библиография:
Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.
Охоцимский 2015 – Охоцимский А. Д. Голландский кальвинизм, патриотизм и чистота // Консерватизм – парадигма современного развития. 2015. № 1–2. С. 42–47.
Охоцимский 2017 – Охоцимский А. Д. Святая вода, Реформация и протестантская иеротопия // Вода в иеротопии и иконографии христианского мира / Ред. А. М. Лидов. Москва, 2017. С. 685–724.
Соколов 2011 – Соколов М. Н. Принцип рая. Главы об иконологии сада, парка и прекрасного вида. Москва, 2011.
Строганов 2004 – Строганов С. А. Проблемы генезиса батального жанра голландской живописи первой половины XVII века. Диссертация на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2004.
Alpers 1989 – Alpers S. The art of describing. Dutch art in the seventeenth century. Penguin books, 1989.
Bakker 2016 – Bakker B. Landscape and religion. From Van Eyck to Rembrandt. London, NY: Routledge, 2016.
Broekman 2004 – Broekman I. De rol van de schilderkunst in het leven van Constantijn Huygens (1596–1687). Hilversum, 2004.
Brusati 1995 – Brusati C. Artifice and illusion. The art and writing of Samuel Van Hoogstraten. Univ. of Chicago Press, 1995.
van Dorst 2015 – van Dorst S. Brueghel, Seghers en de Heem. De techniek van bloemschilders uit het zeventiende-eeuwse Antwerpen // Power Flower. Bloemstillevens in de Nederlanden. Antwerp: Rockox museum, 2015. P. 51–62.
Fock 1998 – Fock C. W. Werkelijkheid of schijn. Het beeld van het Hollandse interieur in de zeventiende-eeuwse genreschilderkunst // Oud Holland. Vol. 112. No. 4 (1998). P. 187–246.
de Jong 1991 – de Jong Ed. Some notes on interpretation // Art in history. History in art. Studies in seventeenth-century Dutch culture / Ed. D. Freedberg & J. de Vries. Santa Monica, CA: Getty center for the history of art and the Humanities, 1991. P. 119–136.
Johnstone 2004 – Johnstone N. The protestant devil: the experience of temptation in early modern England // Journal of British studies. Vol. 43. April 2004. P. 173–205.
van Mulders 2015 – van Mulders Ch. Kracht en pracht. Over bloemen en devotie bij Breughel // Power Flower. Bloemstillevens in de Nederlanden. Antwerp: Rockox museum, 2015. P. 37–49.
Oestigaard 2013 – Oestigaard T. Water, Christianity and the rise of capitalism. London: I. B. Taurus, 2013.
Sambursky 1987 – Sambursky S. Physics of the stoics. Princeton Univ. Press, 1987.
Schama 1987 – Schama S. The embarrassment of riches. An interpretation of Dutch culture in the Golden Age. NY: Vintage Books, 1987.
Snyder 2015 – Snyder L. J. Eye of the beholder. Johannes Vermeer, Antoni van Leeuwenhoek, and the reinvention of seeing. NY, London: W. W. Norton & Co, 2015.
Vassanyi 2010 – Vassanyi M. Religious awe at the origin of eighteenth-century physic-theology // Philosophy begins in wonder. An introduction to early modern philosophy, theology, and science. Ed. M. F. Deckard & P. Losonczi. Eugene: Pickwick Publications. P. 72–104.
Walsh 1991 – Walsh J. Skies and reality in Dutch landscapes // Art in history. History in art. Studies in seventeenth-century Dutch culture. Ed. D. Freedberg & J. de Vries. Santa Monica, CA: Getty center for the history of art and the Humanities, 1991. P. 95–118.
Weststeijn 2008 – Weststeijn Th. The visible world. Samuel van Hoogstraten’s art theory and the legitimation of painting in the Dutch Golden Age. Amsterdam Univ. Press, 2008.
van der Woude 1991 – van der Woude A. The volume and value of paintings in Holland at the time of the Dutch republic // Art in history. History in art. Studies in seventeenth-century Dutch culture. Ed. D. Freedberg & J. de Vries. Santa Monica, CA: Getty center for the history of art and the Humanities, 1991. P. 285–330.
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 10 — 32
Скачиваний: 1782