ДА, Я ПОВИНЕН В НЕПОМЕРНОМ СЧАСТЬЕ... (М. БУЛГАКОВ И А. ТАРКОВСКИЙ: ПАРАЛЛЕЛИ СУДЕБ)
DOI: 10.23951/2312-7899-2017-3-86-98
В статье на примере двух ярчайших художников советской культуры Михаила Булгакова и Андрея Тарковского анализируются исторические параллели между стратегиями выживания творческой интеллигенции в пореволюционные 20-е – 30-е годы и в так называемый период оттепели 60-х. В эти годы востребованы новаторство, разнообразие жанров и приёмов, индивидуальность. Вместе с тем, официальная идеология жёстко очерчивала границы «оригинальности», выстраивая иерархическую вертикаль Партия – Зритель – Автор. Показано, что общим для обоих периодов было ощущение динамики жизни, оптимизма, удивительной талантливости и веры в свои творческие силы. Культурный запрос в разные периоды ставит и разные задачи перед художниками, но отношения с идеологической «зоной» строятся по тем же законам иерархии и подцензурности. Общим местом в биографиях Булгакова и Тарковского становится попадание в списки несовпадающих с мейнстримом. В этом смысле, «Страсти по Андрею» в известной степени повторили судьбу булгаковских пьес. По отношению к обоим художникам действовали две разнонаправленные силы. С одной стороны, запрос времени выталкивал их на поверхность, нуждался в их творческой смелости и таланте. С другой стороны, увлечённость настоящим мешала учитывать идеологические границы, выход за пределы которых опасен. Выявлено, что доминирующей стратегией в меняющейся идеологической ситуации по отношению к яркой индивидуальности, творческой инициативе, новаторству были официальная «тишина» и негласный запрет. В обеих биографиях это проявилось в полной мере. В качестве итога утверждается, что и к Тарковскому и к Булгакову сегодня применимы такие определения, как легенда, образец ответственности, верности призванию, парадоксально счастливой творческой судьбы.
Ключевые слова: Михаил Булгаков, Андрей Тарковский, кинематограф 1960-х, советская культура, официальная идеология, революция 1917 года, цензура
Библиография:
Булгаков, Попов 2003 – Булгаков М. А., Попов П. С. «Когда я вскоре буду умирать...»: Переписка М. А. Булгакова с П. С. Поповым (1928–1940) / Сост. В. В. Гудкова. Москва, 2003.
Введенский 1995 – Строфы века. Антология русской поэзии / Сост. Е. Евтушенко. Минск, Москва, 1995.
Вейдеман 1936 – Вейдеман А. Трагика как сущность искусства, религии и истории (теория пантрагизма). Рига, 1936.
Дульгеру 2014 – Дульгеру Е. Сакральное в киноискусстве Андрея Тарковского. Архетип дома // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 2. С. 88–100.
Зоркая 1990 а – Зоркая Н. Начало // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 23–37.
Зоркая 1990 б – Зоркая Н. Конец // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 174–194.
Зоркая 2006 – Зоркая Н. М. История советского кино. Санкт-Петербург, 2006.
Кнут 1927 – Кнут Д. Да, я повинен в непомерном счастье… // Новый корабль. Литературный журнал. Париж, 1927. № 1. С. 9.
Масс 1924 – Масс В. Театр наших дней // Новый зритель. 1924. № 2. С. 2.
Митта 1999 – Митта А. Н. Кино между адом и раем: Кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Хичкоку, Тарковскому… Москва, 1999.
Нинов 1987 – Проблемы театрального наследия М. А. Булгакова: сборник научных трудов / Отв. ред. А. А. Нинов. Ленинград, 1987.
Орлова 2012 – Орлова Н. Х. «Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет» (к театральной судьбе Михаила Булгакова) // Михаил Булгаков, его время и мы / Под ред. Г. Пшепинды и Я. Свежего. Краков, 2012. С. 555–574.
Орлова 2013 – Орлова Н. Х. О «простых истинах» в условиях теаполитики 1920-х – 1930-х гг. (На материале критической полемики в театральной периодике) // Studia culturae. 2013. № 17. С. 120–129.
Ремез 1990 – Ремез О. Зеркало на все времена // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 292–295.
Сартр 1990 – Сартр Жан-Поль. По поводу «Иванова детства» / Пер. Л. Дуларидзе // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 11–22.
Смелянский 1989 – Смелянский А. М. Михаил Булгаков в Художественном театре. Москва, 1989.
Таривердиев 1997 – Таривердиев М. Я просто живу. «Впереди, мне казалось, меня ждет только радость…». Москва, 1997.
Тарковский 1990 – Тарковский А. «Я часто думаю о вас ...». Из переписки Тарковского с Козинцевым // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 344–359.
Трояновский 2002 – Кинематограф оттепели / Отв. редактор В. Трояновский. В 2-х кн. Кн. 2. Москва, 2002.
Фрейлих 2001 – Фрейлих С. И. Теория кино. От Эйзенштейна до Тарковского. Москва, 1992.
Шитова 1990 – Шитова В. Путешествуя к центру души // Мир и фильмы Андрея Тарковского / Сост. А. М. Сандлер. Москва, 1990. С. 143–156.
Чудакова 2001 – Чудакова М. О. Литература советского прошлого. Москва, 2001.
Orlova 2007 – Orlova N. God in Maceina’s Existential Search. 500 Years of Philosophy in Lithuania. Materials of International Scientific Conference. Vilnius, Vilniaus Universiteto Leidykla, 2007
Выпуск: 3, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 86 — 98
Скачиваний: 968