ВИЗУАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИННОВАЦИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-1-134-156
В статье демонстрируются возможности и риски инновационной образовательной технологии, которая позволяет участникам учебной коммуникации обнаруживать точки роста и развития нового образовательного опыта. Это разновидность обучающего эксперимента, позволяющего выявить поведенческие автоматизмы, сформированные учебным процессом. Результатом использования данной технологии становится более глубокое осмысление и переосмысление воспринимаемых культурных предметов, а также интеллектуальная переработка перцептивных процессов участников учебной коммуникации и условий, конституирующих образовательную ситуацию. Посредником в организации образовательного события является визуальный артефакт. Ключевое условие реализации данной технологии – создание ситуации конфликта, рассогласования между визуальным стимулом и сложившимся представлением нём. Педагогическая задача состоит в переносе внимания участников занятия с результата обучения на содержание образовательного события и продуктивность самого учебного взаимодействия. Методологическое основание анализа учебной ситуации – критический дискурс-анализ, позволяющий обнаружить специфические коммуникативные стратегии участников и условия их взаимодействия.
Ключевые слова: иконический поворот, образовательная технология, визуальный стимул, визуальный артефакт, образовательное событие, образовательный конфликт, пресуппозиция, коммуникативная стратегия, коммуникативная трансгрессия, обучающий эксперимент
Библиография:
Бейтсон 2000 – Бейтсон Г. Экология разума. Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии / Пер. с англ. Москва, 2000.
Гусаковский 1994 – Гусаковский М. А. Концепция национальной школы Беларуси // Фактары станаўлення i развiцця нацыянальнай школы Беларусi: Матэрыялы навук.-практ. канф. (Мінск, 11–13 мая 1994 г.). Мінск, 1994. С. 104–155.
Полонников 2015 – Полонников А. А. Форма коммуникативного конструирования идентичности в образовательной ситуации, опосредованной восприятием визуального артефакта // Социальное знание и проблемы интенсификации развития белорусского общества: Материалы Междунар. науч.-практ. конференции (Минск, 12–13 ноября 2015 г.). Минск, 2015. С. 330–333.
Прозументова 2007 – Прозументова Г. Н. Экспертиза образовательных инноваций в практике гуманитарного управления // Экспертиза образовательных инноваций. Томск, 2007. С. 5–15.
Слободчиков 2010 – Слободчиков В. И. Событийная образовательная общность // Событийность в образовательной и педагогической деятельности. 2010. Вып. 1 (43). С. 5–14.
Токарев 2013 – Токарев Д. В. Дескриптивный и нарративный аспекты экфрасиса («Мёртвый Христос» Гольбейна-Достоевского и «Сикстинская Мадонна» Рафаэля-Жуковского) // «Невыразимое выразимое»: Экфрасис и проблемы репрезентации визуального в художественном тексте. Москва, 2013. С. 61–109.
Трушина 2002 – Трушина Л. Е. Риторика визуальной коммуникации в образовательном процессе // Философия образования. Серия “Symposium”. Вып. 23. Санкт-Петербург, 2002. C. 375–378.
Штомпка 2007 – Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования / Пер. с польск. Н. В. Морозовой. Москва, 2007.
Выпуск: 1, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 134 — 156
Скачиваний: 933