ТЕМЫ И МОТИВЫ ВИЗУАЛИЗАЦИИ АРМЯНСКОГО ЭПОСА В ОБЩЕСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПАМЯТИ СОВЕТСКОЙ ЭПОХИ 1980-Х ГГ. (на примере детских рассказов «Быть похожим на Давида Сасунского» Виктории Вартан и фильма «Дорога к Давиду Сасунскому»)
DOI: 10.23951/2312-7899-2017-4-11-27
В статье представлена проблема визуализации и eё связи с видами памяти на примерах цикла рассказов писательницы Виктории Вартан «Быть похожим на Давида Сасунского» и визуального «перевода» этих текстов – фильма «Дорога к Давиду Сасунскому» (1987). Теоретической предпосылкой данной статьи послужили идеи Алейды Ассман и Яна Ассмана, давшие возможность проследить и описать виды памяти (индивидуальной / подсознательной, социальной, коллективной и культурной) на внутритекстовом и внетекстовом уровнях выбранного эмпирического материала. Анализ показал, что армянский национальный эпос не теряет своего витализма и всегда проявляется в культуре благодаря индивидуальной и социальной памяти. В свою очередь, социальная память «преломляется» в знаковую форму (художественный текст, кинотекст) и становится достоянием и частью культуры, то есть культурной памятью. Импульсом для проявления эпического материала стали дидактические намерения Виктории Вартан с целью привития грядущему поколению общечеловеческих ценностей (гуманизм, готовность помочь слабым, беззащитным и старикам и т. д.). А фильм, в свою очередь, становится имплицитным пропагандистским средством для поднятия духа накануне созревающего Нагорно-Карабахского конфликта в конце 1980-х годов.
Ключевые слова: индивидуальная память, социальная память, коллективная память, культурная память, визуализация эпоса, армянский эпос, эпос и кино
Библиография:
Ассман 2004 – Ассман Ян. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М. М. Сокольской. Москва, 2004.
Ассман 2016 – Ассман Алейда. Новое недовольство мемориальной культурой / Пер. с нем. Б. Хлебникова. Москва, 2016.
Бахчинян 2012 – Бахчинян А. Армянский эпос и киноискусство // Армянский эпос и всемирное эпическое наследие. Ереван, 2012. С. 261–265 (на арм. яз.).
Вартан 1982 – Вартан Виктория. Быть похожим на Давида Сасунского. Ленинград, 1982.
Вартан 1988 – Вартан Виктория. Арминэ. Ленинград, 1988.
Давид Сасунский 1979 – Давид Сасунский: армянский героический эпос. Ереван, 1979.
Джанполадян 2012 – Джанполадян М. «Давид Сасунский» в русских переводах и критике. Ереван, 2012.
Лотман 1972 – Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Ленинград, 1972.
Лотман 2004 – Лотман Ю. М. Семиосфера. Санкт-Петербург, 2004.
Нарты 1957 – Нарты. Кабардинский эпос. Москва, 1957.
Симян 2016 а – Симян Т. С. Визуализация армянского эпоса в городском пространстве (на примере Ерванда Кочара) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 3 (9). С. 82–96.
Симян 2016 б – Симян Т. С. Визуализация армянского эпоса в городском пространстве (на примере скульптора Арташеса Овсепяна) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 4 (10). С. 23–31.
Симян 2017 – Симян Т. Армянский эпос в социальном и коллективном сознании советской и постсоветской эпохи (на примере китчевых товаров ереванского Вернисажа) // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). С. 92–108.
Тённис 2002 – Тённис Ф. Общность и общество. Основные понятия чистой социологии / Пер. с нем. Д. В. Скляднева. Санкт-Петербург, 2002.
Хальбвакс 2007 – Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / Пер. с фр. С. Н. Зенкина. Москва, 2007.
Վարդան 1988 – Վիկտորյա Վարդան. Նմանվել Սասունցի Դավթին: Նովելներ, Երևան, «Արևիկ» հրատ, 1988.
Assman 2004 – Assmann Aleida. Soziales und kollektives Gedächtnis. 2004. URL: www.bpb.de/system/files/pdf/0FW1JZ.pdf.
Assmann 1988 – Assmann Jan. Kollektives Gedächtnis und kulturelle Identität // Kultur und Gedächtnis. Frankfurt, 1988. S. 9–19 URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/propylaeumdok/1895/1/Assmann_Kollektives_Gedaechtnis_1988.pdf.
Выпуск: 4, 2017
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 11 — 27
Скачиваний: 1028
Дополнительная информация: Статья опубликована в рамках реализации научного проекта «История армянской эпической традиции», финансируемого Программой развития Российско-Армянского университета на 2016–2017 гг.