ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДРЕВНЕРУССКОГО ШАТРОВОГО ЗОДЧЕСТВА: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-2-32-61
На основе анализа новых архитектурно-археологических данных и летописной информации системно рассмотрены вопросы происхождения древнерусского шатрового зодчества. Показана низкая вероятность прямого происхождения древнерусского шатрового зодчества от западно-европейской готики, так как для готической архитектуры нехарактерны башнеобразность, шатровое перекрытие и сравнительно малая площадь основного объёма внутреннего пространства храмов. Также показана несостоятельность теорий происхождения древнерусского шатрового зодчества от романской и от восточной архитектуры. В предыдущих исследованиях, посвящённых каменному шатровому зодчеству, автор этой статьи приводил ряд положений, показывавших происхождение этой архитектурной формы от древнерусской деревянной архитектуры. В данном труде они расширены и структурированы. Показано широкое распространение шатра в древнерусской деревянной архитектуре ранее появления первого каменного шатрового храмаю. Выдвинута гипотеза относительно происхождения не только каменного, но и деревянного шатрового зодчества Древней Руси: деревянный шатёр являлся «упрощённой формой» канонически обусловленного и обязательного в каменном православном церковном зодчестве купола в течение всей истории древнерусской архитектуры, начиная с X века. Продемонстрировав широкое распространение, каноническую и конструктивную обусловленность шатра в деревянной архитектуре ранее начала XVI века, автор доказывает, что первый шатровый каменный храм произошёл не от каких-либо готических, романских, восточных и любых иных зарубежных истоков, а от деревянного шатрового зодчества, и реконструирует конкретные обстоятельства его появления в начале XVI века. В предыдущих исследованиях, посвящённых происхождению древнерусского каменного шатрового зодчества, позиция автора заключалась в том, что оно произошло только от деревянной архитектуры. Но в настоящей статье показано и влияние древнерусских каменных бесстолпных купольных церквей, которые, хотя и в небольшом количестве, но строились на протяжении всей предыдущей истории древнерусской архитектуры. Главным выводом из данной статьи является следующий: древнерусское каменное шатровое зодчество стало органичным продолжением предшествовавшей ему отечественной архитектурной традиции. А эта традиция включала и шатровое деревянное зодчество, и каменные купольные храмы, и широчайший набор связей с мировой архитектурой. В статье также предложены общие принципы определения происхождения архитектурных форм. Определено, что такие вопросы должны решаться только комплексно, так как эти формы могли порождаться и талантом зодчих, и художественным вкусом заказчиков, и прогрессом строительной техники, и изменениями эстетических предпочтений общества, и идеологическими задачами, и заимствованиями из других стран, культур и стилей, и многим другим, вплоть до сугубо утилитарных целей. Определённую роль здесь могли играть и финансовые, и кадровые, и конструктивные, и прочие ограничения, располагавшие к нестандартным решениям.
Ключевые слова: древнерусская архитектура, шатровое зодчество, деревянное зодчество, готика, Ренессанс, архитектурные формы, строительство
Библиография:
Аванесов 2016 – Аванесов С. С. Визуальная семиотика города: перспектива исследования городских текстов //ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемывизуальнойсемиотики. 2016. № 4 (10). С. 9–22.
Аванесов 2017 а – Аванесов С. С. Томск: визуальное конструирование локальных городских пространств // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 41–47.
Аванесов 2017 б – Аванесов С. С. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 65–89.
Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (5). Собор и ворота // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (14). С. 70–92.
Алебастрова 2013 – Алебастрова А. А. «Другой» в жизненном пространстве города // Вестник ТГУ. Философия. Социология. Политология. 2013. № 2 (22). С. 162–167.
Бюхли 2017 – Бюхли В. Антропология архитектуры. Харьков, 2017.
Вагин 2000 – Вагин В. В. Российские города: новые подходы к изучению // Российское городское пространство: попытка осмысления. Москва, 2000. С. 4–12.
Горнова 2016 – Горнова Г. В. Соразмерность города и человека: категорический императив градостроительства // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2016. № 2 (11). С. 22–25.
Иконников 2006 – Иконников А. В. Пространство и форма в архитектуре и градостроительстве. Москва, 2006.
Лефевр 2002 – Лефевр А. Производство пространства / Пер. с фр. С. А. Эфирова // Социологическое обозрение. 2002. Том 2. № 3. С. 27–29.
Лотман 2010 – Лотман Ю.М. Семиосфера. Санкт-Петербург, 2010.
Риккерт 1998 – Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. Москва, 1998.
Росси 2015 – Росси А. Архитектура города / Пер. с ит. А. Голубцовой. Москва, 2015.
Смирнов 2012 – Смирнов С. А. Антропология города // Человек.ru. 2012. № 8. С. 136–151.
Сойя 2008 – Сойя Э.Как писать о городе с точки зрения пространства? // Логос. 2008. № 3. С. 130–140.
Степанян, Симян 2012 – Степанян А. А., Симян Т. С. Ереван как семиотический текст (опыт реконструкции «начала» и «конца» проспекта Маштоца) // Критика и семиотика. 2012. Вып. 16. С. 6–16.
Элиаде 1994 – Элиаде М. Священное и мирское / Пер. с фр. Н. К. Гарбовского. Москва, 1994.
Эллард 2016 – Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Пер. с англ. А. Васильевой. Москва, 2016.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 32 — 61
Скачиваний: 1594