ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ В ШАМАНСКОМ КОСМОСЕ: СЕМИОТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-2-175-194
Статья представляет собой размышления автора о новых перспективах изучения категорий времени и пространства в культуре архаических и традиционных обществ с опорой на семиотические и структуралистские теории. Процесс осознания времени связывается с овладением речью, выстраивающей в синтагматическую цепь следующие друг за другом элементы языка. Характеристики пространства отражают процесс разворачивания и фиксации временны́x отношений. Не менее важными в этом процессе оказываются парадигматические связи, поскольку именно сочетание парадигматики и синтагматики позволило первобытному человеку выработать устойчивые единицы измерения времени. Во время шаманских ритуалов происходит угнетение устоявшихся синтагматических связей и, таким образом, прерывается привычный ход времени, изменяется его мера. Пространственным выражением этого процесса является формирование альтернативных миров. Делается вывод о том, что изменённые состояния сознания шамана представляют собой результат изменения соотношения парадигматических и синтагматических связей в ментальных процессах, что влечёт за собой изменение меры времени и пространства. В качестве источниковой базы для анализа в статье были использованы материалы по шаманизму сибирских народов.
Ключевые слова: парадигматика, синтагматика, длительность, дискретность, изменённые состояния сознания
Библиография:
Алексеев 1975– Алексеев Н. А. Традиционные религиозные верования якутов в XIX – начале ХХ вв. Новосибирск, 1975.
Алексеенко 2007 – Алексеенко Е. А. Жизнь и смерть в представлениях народов бассейна Енисея // Мифология смерти. Структура, функции и семантика погребального обряда народов Сибири. Этнографические очерки. Санкт-Петербург, 2007. С. 30–50.
Бергсон 2006 – Бергсон А. Длительность и одновременность. Москва, 2006.
Богораз 1939 – Богораз В. Г. Чукчи. Религия. Ленинград, 1939.
Булгакова 2014 – Булгакова Т. Д. Пространство, по которому путешествуют шаманы: На примере нанайцев // Sibirica. 2014. № 1 (13). С. 1–39.
Кассирер 1998 – Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. Москва, 1998.
Кулемзин 2000– Мифология хантов / Под ред. В. М. Кулемзина. Томск, 2000.
Леви-Строс 2006 – Леви-Строс К. Мифологики: Сырое и приготовленное. Москва, 2006.
Леви-Строс 2008 – Леви-Строс К. Структурная антропология. Москва, 2008.
Лич 2001 – Лич Э. Культура и коммуникация: Логика взаимосвязи символов. К исследованию структурного анализа в социальной антропологии. Москва, 2001.
Лотман 2009 – Лотман Ю. М. Чему учатся люди. Статьи и заметки. Москвва, 2009.
Никифоров 1995 – Никифоров Н. Я. Аносский сборник. Собрание сказок алтайцев. Горно-Алтайск, 1995.
Попов 1984– Попов А. А. Нганасаны. Социальное устройство и верования. Ленинград, 1984.
Прокофьева 1971 – Прокофьева Е. Д. Шаманские костюмы народов Сибири // Сборник Музея антропологии и этнографии. Том 27. Санкт-Петербург, 1971. С. 5–100.
Радлов 1907 – Радлов В. В. Образцы народной литературы тюркских племён. Часть IX: Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Санкт-Петербург, 1907.
Смоляк 1991 – Смоляк А. В. Шаман: личность, функции, мировоззрение (Народы Нижнего Амура). Москва, 1991.
Соссюр 1998 – Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. Москва, 1998.
Степанова 2008 – Степанова О. Б. Традиционное мировоззрение селькупов: представления о круговороте жизни и душе. Санкт-Петербург, 2008.
Топоров 2010 – Топоров В. Н. Мировое дерево: Универсальные знаковые комплексы.Том 2. Москва, 2010.
Функ 2005 – Функ Д. А. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. Москва, 2005.
Элиаде 1987 – Элиаде М. Космос и история. Москва, 1987.
Элиаде 1998 – Элиаде М. Религии Австралии. Санкт-Петербург, 1998.
Эргис 1974– Эргис Г. У. Очерки по якутскому фольклору. Москва, 1974.
Юнг 1996 – Юнг К. Г. Собрание сочинений. Дух Меркурий. Москва, 1996.
Юнг 1997 – Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. Москва, Киев, 1997.
Выпуск: 2, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 175 — 194
Скачиваний: 1393