СЛОЖНЫЕ ОКРЕСТНОСТИ. РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫЕ ПРОСТРАНСТВА И ЗАБРОШЕННЫЕ РАЙОНЫ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКА)
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-3-76-87
В статье рассматриваются преобразовательные творческие акты, направленные на трансформацию городского пространства. Объекты, являющиеся результатом этих действий, представляют собой нечто, что можно назвать альтернативной городской эстетикой. Основываясь на результатах исследований, проведённых в сибирском городе Томске, а также на фотографических материалах, собранных в рамках исследовательских проектов, таких как «Невидимый город», автор пытается доказать, что описанные явления в городской иконосфере имеют глобальный характер. «Невидимая» деятельность жителей города – это спонтанные формы творческой деятельности. Это следы бытия и проживания, оставленные теми людьми, которые создают городское пространство. Жители, которые являются активными деятелями, не только изменяют, но и создают окружающее пространство. Важно отметить, что эта практика имеет существенные последствия, что влияет на внешний вид, организацию и доминирующую эстетику городов. «Невидимое» часто усваивается сферам китча и дурного вкуса, потому что они довольно сильно нарушают установленные и привычные каноны. Однако, как ни парадоксально, альтернативная эстетика также имеет собственный внутренний канон. В качестве основных её принципов мы можем идентифицировать возвращение / обращение, независимое построение объектов, отказ от абстрактности, ссылки на формы животных и растений, которые необязательно известны из окружающей среды, а также необычное сочетание форм, глобальный характер которых невозможно отрицать. С 2015 года автор участвовал в исследовательском проекте под названием «Визуальная организация городского пространства: сохранение, трансляция, историческая и культурная перспектива. Сравнительный анализ иконосферы и её соотношения с образом жизни населения российского Томска и польского Вроцлава». Томск оказался чрезвычайно богатым в своей «невидимости». Почти во всех дворах, расположенных рядом с модернистскими кварталами советского периода (так называемая система крупнопанельной застройки) или уникальными деревянными одно- и многоквартирными домами, автор нашёл примеры спонтанной творческой активности местных жителей. Жители Томска превращают ненужные объекты или материалы в объекты, основная функция которых заключается в «приручении» и «приукрашивании» ближайшего, зачастую дегуманизированного, пространства, а также в работе по решению повседневных проблем и недостатков. Умы и руки, приверженные бриколажу, превращают мусор и фрагментированные объекты в эмансипирующие сущности. Невидимые объекты отмечают присутствие создателей / жителей, которые, заняв активную позицию, принимают решения об имидже этих фрагментов города. Такие творческие акты «дают» им свою власть, и объекты, созданные таким способом, характеризуются исключительным положением во всей вселенной объектов.
Ключевые слова: городская эстетика, город, глобальность, самодеятельность, «невидимый» город, репрезентативное, пренебрегаемое, городское пространство, городские исследования
Библиография:
Administration 2018 – Administration of the city of Tomsk. About urban competition for improvement “Tomsk’s backyard”. 2018. URL: http://www.admin.tomsk.ru/pgs/8x6 In Russian.
Antonova 2018 – Antonova V. Blossom, beloved backyard! Public Self-Government. 2018. 4 (159). P. 8. In Russian.
Fereński 2016 – Fereński P. J. Nie-widzialne. Konteksty. Polska sztuka ludowa. 2016. 1 (312). P. 71–76.
Kietlińska 2012 – Kietlińska B. Niewidzialnomiejskie estetyki. Niewidzialne miasto. Warszawa, 2012. P. 147–156.
Klein 2017 – Klein I. Introduction. Tomsk’s backyard 2017. Tomsk, 2017. P. 3. In Russian.
Krajewski 2012 – Krajewski M. Niewidzialne miasto – uspołeczniająca moc fotografii. Niewidzialne miasto. Warszawa, 2012. P. 9–24.
Museum 2017 – Museum of Applied Art & Sciences Tyre swan. 2017. URL: https://collection.maas.museum/object/112070.
Parry 2006 – Parry C. Tyre-Swan-O-Rama. Documenting the tyre swans of Australia and the world. 2006–2013. URL: http://tyreswans.blogspot.com
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 76 — 87
Скачиваний: 896