УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО В ГОРОДАХ СИБИРИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-3-88-100
Автор статьи исследует уличное искусство в некоторых городах Сибири как этическую мотивацию визуальной интеграции в общественное пространство. Автор выясняет начало этих явлений – как в мире, так и в России – с исторической точки зрения. Надписи, граффити, street art рассматриваются как проявления ценностей, разделённых по трём категориям: индивидуальные, вовлечённые, глобальные паттерны. Уличное искусство в городах Сибири направлено на изменение социальной, политической и, самое главное, аксио-семиотической формы городского пространства. Статья представляет собой попытку предложить исследование уличного искусства и настенных изображений как визуальных текстов на примере городов Сибири. Как эти визуальные явления существуют в городском пространстве восточной части России? Как они относятся к городскому пространству? Воспроизводят ли они городское пространство? Творят ли они визуальный образ городского пространства или создают иллюзию уникальности места? Где и кем они созданы и по каким причинам? Уличное искусство может быть индивидуальным опытом, вовлечённой активностью, политическим и социальным, глобальным и местным. Граффити можно рассматривать как мемориалы или как форму коммуникативного пространства, в котором обнаруживаются даже скрытые общественные проблемы; как проявление ценностей и как форму взаимодействия через символы; как способ борьбы за ценности и убеждения (происходящей по всему миру) в городском пространстве Сибири. В таких городах, как Томск, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Иркутск, Горно-Алтайск, автор смог увидеть уличное искусство как стремление граждан к эгалитарным изменениям, а именно: доступность искусства, эстетизация зданий, политический дискурс, творение ценностей / базовых идентичностей по месту жительства. Ключом к изучению экзепляров такого искусства является способ представления в них ценностей, социальный и экономический контекст их возникновения, политическая форма борьбы с ними, местная активность и построение / выражение идентичности соседства. Уличное искусство не только способствует эстетизации пространства сибирских городов, но и всё чаще становится выражением и способом реализации ценностей или одним из способов организации общественного пространства обычными людьми.
Ключевые слова: аксио-семиотика, уличное искусство, городское пространство, Сибирь, культура
Библиография:
Bushnell 1990 – Bushnell J. Moscow Graffiti: Language and Subculture. Boston, 1990.
Sławek-Czochra 2013 – Sławek-Czochra M. Graffiti jako forma twórczości i przejaw tożsamości. Lublin, 2013.
Zimberg 2012 – Zimberg Alexis M. The spray can is mightier than the sword: street art as a medium for political discourse in the post-soviet region. Washington, DC, 2012.
Выпуск: 3, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 88 — 100
Скачиваний: 914