К ИСТОРИИ МУЗЕЕВ НАУКИ: ВИЗУАЛИЗАЦИЕЙ ЧЕГО ЯВЛЯЮТСЯ ЭКСПОНАТЫ? (СЛУЧАЙ АФРИКАНСКОГО ЗАЛА АМЕРИКАНСКОГО МУЗЕЯ ЕСТЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ)
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-202-221
Статья посвящена проблематике визуальности экспонатов в музеях науки. Кратко очерчивается специфика музеев науки как мест эпистемологического накопления и коллективного эмпиризма. Очерчивается круг проблем, сопряженных с репрезентацией экспонатами рабочих объектов науки. Проблемы разделяются на два блока. На примере экспозиции Африканского зала Американского музея естественной истории демонстрируется многоаспектность смысловых содержаний, транслируемых экспонатами. Во-первых, показывается, что ключевым принципом создания диорам экспозиции была научная точность воспроизводства природы. Однако этот принцип интерпретировался участниками производства по-разному. Были две несовместимые интерпретации. Согласно одной, принадлежащей основателю Зала, таксидермисту Карлу Эйкли, следование природе предполагало воссоздание ее гармонии и совершенства. Это означало, что репрезентировались не конкретные особи, а совершенный архетип, под который тщательно подбирались наиболее отвечающие представлениям о совершенстве животные. Эта установка близка тому, что Л. Дастон и П. Галисон назвали истиной-по-природе. Другая интерпретация принадлежит Джеймсу Перри Уилсону, ведущему художнику экспозиции на позднем этапе ее производства. Он неукоснительно следовал накопленным в ходе экспедиций материалам, скрупулезно воспроизводя каждый ландшафт. Это требовало отстранения субъективной интерпретации ради того, чтобы дать слово самой природе. Такая установка более близка к механической объективности. Противоречие между этими интерпретациями, однако, скорее, виртуально, поскольку в соответствии с ними выполнены разные элементы диорам. Более того, вся экспозиция в целом реализует задумку Эйкли. Двойственную природу его замысла обнаруживает в своем исследовании Донна Харауэй. Анализируя входную группу музея, устройство экспозиции Африканского зала, а также особенности диорам и их создания, она показывает, что хотя К. Эйкли стремился раскрыть девственный мир Африки, своим подходом он превратил экспозицию в экран для собственных морально-политических представлений. В центре этих представлений – противостояние упадку природы путем ее консервации в Зале и противостояние декадансу и распаду социальных связей в современном промышленном городе. Он мыслил воссоздаваемую в центре Нью-Йорка природу Африки как лоно и естественную среду самого человека, в которую тот должен вернуться. При этом выборка животных для диорам и их репрезентация по ту сторону всякой научной нейтральности выражали патриархальные и органицистские представления об устройстве социального мира. Проведенный анализ показывает, что экспозиции и экспонаты музеев науки требуют комплексного анализа, учитывающего не только репрезентацию ими научных содержаний, но и более широкий контекст, включающий в себя представления о роли и месте науки и научного знания и морально-политические условия производства и функционирования экспозиций.
Ключевые слова: музей науки, экспонат, визуальность, репрезентация, природа, органицизм, эпистемическая добродетель, социальная философия
Библиография:
Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Москва: РГГУ, 2012.
Вархотов Т., Гавриленко С., Иванов К., Писарев А. Объективность и ее история / Дастон Л., Галисон П. Объективность. Москва: Новое литературное обозрение, 2018. С. 5–42.
Дастон Л., Галисон П. Объективность. Москва: Новое литературное обозрение, 2018.
Берджер Д. Зачем смотреть на животных? // Носорог. 2017. № 5. С. 11–27.
Anderson M. Painting Actuality. Diorama Art of James Perry Wilson. Ch. 6. URL: http://peabody.yale.edu/james-perry-wilson (дата обращения: 10.10.2018).
Daston L., Park K. Wonders and the Order of Nature: 1150–1750. New. York: Zone Books, 1998.
Daston L. Preternatural Philosophy // Biographies of scientific objects / Daston L. (Ed.). The University of Chicago Press, 2000. P. 15–41.
Friedman A. The Evolution of Science Museums // Physics Today. October 2010. P. 45–51.
Galison P. Images scatter into data, data gather into images // Iconoclash: Beyond the Image Wars in Science, Religion and Art / Latour B. and Weibel P. (eds.). MIT Press, 2002. P. 300–323.
Haraway D. Teddy Bear Patriarchy: Taxidermy in the Garden of Eden, New York City, 1908–1936 // Social Text. Winter, 1984–1985. № 11. P. 20–64.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 202 — 221
Скачиваний: 1186