ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИОЭТИКА: СЕМИОТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
DOI: 10.23951/2312-7899-2018-4-186-201
Обучение происходит постоянно и не всегда целенаправленно, при этом мозг изменяется физически. Поэтому важным является, какую информацию и как получает человек. В то же время взаимосвязь когнитивного и телесного воздействия информации актуализирует биоэтический аспект проблемы. Биоэтика как форма современной культуры акцентирует право индивидуальности быть такой, какой она хочет, и обязанность общества предоставить индивидуальности эту возможность. Биоэтика защищает индивидуальность человека в сфере медицины, но на данный момент не делает этого в педагогической сфере. Специфические характеристики современности делают необходимым применение биоэтики в сфере педагогики. Во-первых, визуальное представление информации в значительной степени заменило вербальное. Во-вторых, жизнь стала продуктом технологий, то есть стала артефактом. В-третьих, темп инноваций обнаруживает бренность интеллектуальных традиций. В-четвертых, инновации конвергентных и биомедицинских технологий создают новые риски. И наконец, существование в среде новых рисков требует новой степени ответственности за выбор, совершаемый индивидуальностью. При этом выбор индивидуальности приходится делать постоянно как телесный, так и ментальный. Биоэтика находится на пересечении некоторых тенденций: защищает индивидуальность от произвола биомедицинских манипуляций, проводит экспертизу новых рисков, удерживает моральные позиции философских традиций для определения допустимых границ вмешательства искусственного в естественное. Поскольку при обучении встречаются разные личности, разные ситуации, для качественного применения визуальных средств обучения необходимо опираться на культурные традиции восприятия и индивидуальные особенности воспринимающего. Эффективности не всегда можно достичь, используя только одну точку зрения, следовательно, можно и нужно использовать различные подходы и методы. Это позволяет говорить о необходимости сочетания различных подходов и обозначения их границ применимости, а само соединение различных подходов имеет смысл, поскольку каждый из них акцентируется только на одном аспекте. Принципиальным является понимание сферы действия этих аспектов, что в наглядном виде демонстрирует избранная исследовательская модель информационно-синергетического подхода. Исследовательская позиция, представленная в данной статье, открывает возможности для классификации теорий восприятия визуальной информации, что, несомненно, актуально для методической регламентации их применения в педагогической биоэтике.
Ключевые слова: педагогическая биоэтика, биоэтика, синергетика, восприятие визуальной информации, символизм биоэтики, информационно-синергетический подход
Библиография:
Артеменко А. П., Артеменко Я. И. От репрезентации пространства к пространству репрезентации: современные визуальные исследования // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 44. С. 61–69.
Афонасина А. С. Письма «Пифагорейских» женщин Мелиссы Клеарете и Мии Филлис. Перевод и комментарий // ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 1. 276–286.
Белоногова Е. В., Леонтьев Д. А. Синтетическая модель восприятия искусства // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 2. С. 140–142.
Выготский Л. С. Исторический смысл психологического кризиса. Т. 1. Москва, 1982.
Горбулёва М. С. Применимость принципов биоэтики в высшем образовании // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 116–121.
Горбулёва М. С. Химеры в современной культуре, или Опыт знакомства с «таксидермией» экзистенциальных ценностей // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1 (3). С. 99–104.
Горбулёва М. С., Мелик-Гайказян И. В., Мелик-Гайказян М. В. Почему российские защитники животных такие и так действуют? // Социологические исследования. 2016. № 4. С. 157–158.
Гришечкина Н. В., Тихонова С. В. Гражданская экспертиза и научное знание в цифровую эпоху // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 2. С. 123–138.
Дадамян Г., Дондурей Д., Невлер Л. Восприятие монументального искусства – типы, механизмы, эффективность // Вопросы социологии искусства. 1979. С. 194–248.
Донских О. А. Ситуация в современном образовании: актуальность Аристотеля // ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2018. Т. 12. № 1. С. 207–219.
Корсунский А. Г. Свобода как философский концепт и как политическая практика // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 41. С. 57–63.
Костина А. О. Гражданский активизм, институт посредничества и экспертизы в научной среде // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 2. С. 37–41.
Курдыбайло Д. С., Герасимов И. А. О некоторых особенностях символизма в сочинениях Климента Александрийского // ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2016. Т. 10. № 2. С. 592–607.
Левин С. М. Свобода воли, наука и причины поведения // Эпистемология и философия науки. 2018. Т. 55. № 2. С. 153–164.
Мелик-Гайказян И. В. Конференция памяти Э. Г. Юдина // Вопросы философии. 2010. № 8. С. 175–177.
Мелик-Гайказян И. В. Проблемы образования как последствия темпа социокультурных трансформаций // Высшее образование в России. 2013. № 2. С. 102–116.
Мелик-Гайказян И. В. Парадокс профана: характеристика времени доминирования визуального символизма // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 49–64.
Мелик-Гайказян И. В., Мещерякова Т. В. Клятва Гиппократа: трансформация семантики и возрождение прагматики // ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2015. Т. 9. № 1. С. 35–44.
Мещерякова Т. В. Биоэтика на пересечении научного и вненаучного знания // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 10. С. 216–221.
Небольсин Д. И. Дисциплинарные и теоретические особенности аналитической философии изображений // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2018. № 41. С. 15–23.
Первушина Н. А. Границы применимости психологических теорий восприятия визуальной информации // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 1 (3). С. 140–146.
Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн Д. Красота и мозг. Биологические проблемы эстетики. Москва, 1995.
Светлов Р. В., Алымова Е. В. Длинная рука воспитания // ΣΧΟΛΗ (Schole). Философское антиковедение и классическая традиция. 2017. Т. 11. № 2. С. 407–414.
Спивак Д. Л., Бугаева Л. Д., Степанов М. А., Венкова А. В. Искусство и мозг: актуальные направления изучения // Международный журнал исследований культуры. 2016. № 1 (22). С. 130–141.
Торшилова Е. М., Дукаревич М. З. Художественное восприятие живописи и структура личности // Творческий процесс и художественное восприятие. 1978. С. 174–190.
Шестакова М. А. Нейроэстетика В. Рамачандрана и философия науки // Философские науки. 2015. № 11. С. 40–47.
Chernigovskaya T. V. The brain and language: Innate modules or a learning network? // Herald of the Russian Academy of Sciences. 2010. Vol. 80. № 3. P. 243–247.
Cupchik G. C., Vartanian O., Crawley A., Mikulis D. J. Viewing artworks: contributions of cognitive control and perceptual facilitation to aesthetic experience // Brain and cognition. 2009. Т. 70. № 1. P. 84–91.
Evdokimov K. V., Kuznetsov V. G., Melik-Gaykazyan I. V. and Melik-Gaykazyan M. V. “Semiotic Attractor”: A Model for the NBICS-Technologies Coherence Management // Proceedings of the 27th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 4–5 May 2016. Milan, Italy. 2016. P. 355–361.
Evdokimov K. E., Kuznetsov V. G., Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan, M. V. Semiotic Interpretation of Lotka-Volterra Model and its Usage in Knowledge Management // SHS Web of Conferences. Vol. 28: Research Paradigms Transformation in Social Sciences (RPTSS 2015). Les Ulis, 2016. Vol. 282015. P. 1033.
Funch B. S. The Psychology of Art Appreciation. Copenhagen, 1997.
Gorbuleva M. S. Organizations in Russia: Analysis of Structure, Typology of Volunteering Base and Functional Problems // Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference. Vision 2020: Sustainable Economic development, Innovation Management, and Global Growth. 2017. P. 3143–3148.
Gorbuleva M. S. Volunteerism As Indicator Of Social, Economic And Emotional Wellbeing // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. Volume XXXV, 2018. P. 403–410.
Kawabata H., Zeki S. Neural correlates of beauty // Journal of neurophysiology. 2004. Vol. 91. № 4. P. 1699–1705.
Lewis D. The Brain Sell: When Science Meets Shopping; How the new mind sciences and the persuasion industry are reading our thoughts, influencing our emotions, and stimulating us to shop. Nicholas Brealey Publ., 2013.
Macajova M. Neuropedagogy and brain compatible learning-ideas for education in the 21st century // Technologia Vzdelavania. 2013. Vol. 21. № 3. P. 9–13.
Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan M. V., Mescheryakova T. V., Sokolova N. S. The Model of Bioethics as “Semiotic Attractors” for Diagnosing Innovative Strategies of Training Specialists for NBICS-Technologies Niche // SHS Web of Conferences Vol. 28: Research Paradigms Transformation in Social Sciences (RPTSS 2015). Les Ulis, 2016. Vol. 282015. P. 01069.
Melik-Gaykazyan I. V., Gorbuleva M. S., Vengerovsky A. I., Melik-Gaykazyan M. V. Semiotic Diagnostics of Social Transformations // Proceedings of The 29th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 3–4 May 2017. Vienna, Austria. 2017. P. 435–439.
Melik-Gaykazyan I. V., Tarasenko V. F., Mescheryakova T. V., Melik-Gaykazyan M. V. Information Model for Management In the Area of Convergent Technologies // Proceedings of The 29th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 3–4 May 2017. Vienna, Austria. 2017. P. 429–434.
Mescheryakova T. V., Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan M. V. Place of Bioethics in Knowledge Management in the Information Society // Proceedings of The 28th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 9–10 November 2016. Seville, Spain. 2016. P. 2187–2186.
Nalbantian S. Neuroaesthetics: Neuroscientific theory and illustration from the arts // Interdisciplinary Science Reviews. 2008. Vol. 33. № 4. P. 357–368.
Pervushina N. A. Semiotic Approach to Pedagogical Bioethics // Proceedings of the 30th International Business Information Management Association Conference (8–9 November 2017 Madrid, Spain). 2017. P. 3232–3238.
Pervushina N. A. Visual Perception of Artefact: Significance of Museum in Bioethical Education // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS XXXV. 2018. P. 1057–1065.
Pervushina N. A. Neuropedagogy and Bioethics’ Symbolism: a Place in Knowledge Management / The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS XXXV. 2018. P. 1048–1056.
Ramachandran V. S. The tell-tale brain: A neuroscientist’s quest for what makes us human. WW Norton & Company, 2012.
Ramachandran V. S., Sandra B., Neil S. Phantoms in the brain: Probing the mysteries of the human mind. New York, 1998.
Roco M., Bainbridge W. Converging technologies for improving human performance: Nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. New York: Springer Press. 2003.
Rogotneva E. N., Melik-Haikazyan I., Goncharenko M. Bioethics: Negotiation of Fundamental Differences in Russian and US Curricula // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 215. P. 26–31.
Tarasenko V. F., Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan M. V., Gorbuleva M. S. “Rabbit effect”: the reasons of volunteer movements as the diagnostics of the role transformations of human resource management // Proceedings of The 28th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 9–10 November 2016. Seville, Spain. 2016. P. 2179–2182.
Tarasenko V. F., Melik-Gaykazyan I. V., Melik-Gaykazyan M. V. The Global and the Local: the Model of Measuring Performance of International Business // Proceedings of The 28th International Business Information Management Association Conference (IBIMA), 9–10 November 2016. Seville, Spain. 2016. P. 2183–2186.
Tyler C. W. Is art lawful? // Science. 1999. Т. 285. № 5428. P. 673–674.
Zeki S. A vision of the brain. Blackwell Scientific Publ., 1993.
Zeki S., Nash J. Inner vision: An exploration of art and the brain. Oxford, 1999. Vol. 415.
Zuk J., Benjamin C., Kenyon A., Gaab N. Behavioral and neural correlates of executive functioning in musicians and non-musicians // PloS one. 2014. Vol. 9. № 6. P. e99868.
Выпуск: 4, 2018
Серия выпуска: Выпуск № 4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 186 — 201
Скачиваний: 1113