САКРАЛЬНАЯ ТОПИКА РУССКОГО ГОРОДА (6). СЕМАНТИКА НАДВРАТНОГО ХРАМА
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-1-120-149
В этой статье я продолжаю исследование сакральной топики традиционного русского города. Здесь я рассматриваю вопрос о функциях надвратного храма в структуре города как сакрального текста. Я доказываю, что архитектурная композиция «городские ворота + храм» возникла на Руси и не имеет византийских исторических прототипов. Постройка Золотых ворот в Киеве была частью единой программы создания городского священного пространства (иеротопии). Объяснение этой программы по модели переноса идеи снимает вопрос о византийском прототипе киевских Золотых ворот. Семантика русского надвратного храма имеет многослойный характер. Во-первых, такой храм выражает идею высшего покровительства, божественной защиты. Во-вторых, надвратный храм, демонстрирует идею триумфа христианства над язычеством, порядка над хаосом. В-третьих, надвратный храм является оптическим средством выражения соответствия города (или монастыря) историческому Иерусалиму или Константинополю. В-четвёртых, ворота с храмом (особенно с храмом, посвящённым Богородице) представляют собой визуальную презентацию догмата о вочеловечении Бога, то есть о вхождении Бога в эмпирический мир. Наконец, в-пятых, священные ворота, отмеченные храмом, функционируют как структурный аналог ворот Небесного Иерусалима. Соответственно, тот город (или монастырь), в который ведут эти ворота, воспринимается как «пространственная икона» Небесного Града, который сойдёт свыше в конце времён. Надвратный храм имеет особое значение благодаря своим многочисленным семантическим связям с Пресвятой Богородицей, а также благодаря своим синтаксическим соотношениям с главным городским собором. Такие смысловые связи устанавливаются, в том числе, на основе христианской рецепции некоторых «урбанистических» текстов Ветхого Завета. Надвратный храм является необходимым пространственно-визуальным элементом сакральной символики восточно-христианского города.
Ключевые слова: визуальная семиотика, восточное христианство, город, сакральная архитектура, культурно-семиотический трансфер, визуальная организация пространства, городские ворота, надвратный храм
Библиография:
Аванесов 2017 а – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (3). Семантика интерьера Софийского собора // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). С. 30–78.
Аванесов 2017 б – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (4). Интерьер Софийского собора: семантика ворот // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 3 (13). С. 45–70.
Аванесов 2018 – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города (5). Собор и ворота // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 70–92.
Аверинцев 2006 – Аверинцев С. С. К уяснению смысла надписи над конхой центральной апсиды Софии Киевской // Аверинцев С. С. София–Логос. Киев, 2006. С. 548–591.
Айналов, Редин 1889 – Айналов Д. В., Редин Е. К. Киево-Софийский собор. Исследование древней мозаической и фресковой живописи. Санкт-Петербург, 1889.
Ванеян 2010 – Ванеян С. С. Архитектура и иконография. «Тело символа» в зеркале классической методологии. Москва, 2010.
Воскобойников 2014 – Воскобойников О. С. Тысячелетнее царство (300–1300): Очерк христианской культуры Запада. Москва, 2014.
Выголов 1994 – Выголов В. П. Надвратные храмы древней Руси (проблемы эволюции и происхождения) // Памятники русской архитектуры и монументального искусства: Столица и провинция. Москва, 1994. С. 3–36.
Высоцкий 1982 – Высоцкий С. А. Золотые ворота в Киеве. Киев, 1982.
Добрынина 1994 – Добрынина Э. Н. «Врата заключенные» в иконографии миниатюр Московского Акафиста Богородице // Восточнохристианский храм. Литургия и искусство. Санкт-Петербург, 1994. С. 188–196.
Дунаев 2003 – Писания мужей апостольских / Под ред. А. Г. Дунаева. Москва, 2003.
Евсеева, Шведова 2011 – Евсеева Л., Шведова М. Иверская икона Богоматери Портаитиссы. Афонская святыня в России // Гора Афон. Образы Святой Земли. Москва, 2011. С. 70–79.
Иларион 2016 – Иларион. Слово о Законе и Благодати // Дергачёва И. В., Мильков В. В., Милькова С. В. Лука Жидята: святитель, писатель, мыслитель. Москва, 2016. С. 195–283.
Иоанн Дамаскин 1997 – Преп. Иоанн Дамаскин. Творения. Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники / Пер., комм. свящ. М. Козлова, Д. Е. Афиногенова. Москва, 1997.
Кавтарадзе 2016 – Кавтарадзе С. Анатомия архитектуры. Москва, 2016.
Карпов 2010 – Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. Москва, 2010.
Комеч 1987 – Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х – начала ХII в. Византийское наследие и становление самостоятельной традиции. Москва, 1987.
Лебедев 1995 – Лебедев Л., прот. Москва патриаршая. Москва, 1995.
Лидов 1994 – Лидов А. М. Образ Небесного Иерусалима в восточнохристианской иконографии // Иерусалим в русской культуре. Москва, 1994. С. 15–33.
Лопарев 1895 – Лопарев Х. М. Старое свидетельство о Положении ризы Богородицы во Влахернах в новом истолковании применительно к нашествию русских на Византию в 860 году // Византийский временник. 1895. Том 2. С. 581–628.
Майничева 2000 – Майничева А. Ю. Деревянные церкви Сибири XVII века: формы, символы, образы. Новосибирск, 2000.
Муравьёв 1863 – [Муравьёв А. Н.] Путешествие по святым местам русским. Часть II. Санкт-Петербург, 1863.
Мяло 1987 – Мяло К. Г. Космогонические образы мира: между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира. Москва, 1987. С. 227–262.
Нікітенко 2009 – Нікітенко М. М. Надбрамнi храми давнього Києва в культурному просторi європейського середньовiччя // Працi Центру пам’яткознавства. Вип. 15. Київ, 2009. С. 63–82.
Никифорова 2008 – Никифорова А. Ю. Поэтический строй византийской гимнографии и Священное Писание // Раннехристианская и византийская экзегетика. Москва, 2008. С. 212–243.
Пивоварова 2000 – Пивоварова Н. Богоматерь Непроходимая Дверь // София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII–XIX веков из собрания музеев России. Москва, 2000. С. 348–349.
ПСРЛ 1998 – Полное собрание русских летописей. Том 2. Москва, 1998.
Пуцко 2005 – Пуцко В. Г. Древнейшее изображение Киевской Софии // Московский журнал. 2005. № 11. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusarch.ru/pucko3.htm (дата обращения: 11.10.2018).
Раппопорт 1986 – Раппопорт П. А. Зодчество древней Руси. Ленинград, 1986.
Робежник 2017 – Робежник Л. В. Надвратные храмы монастырей Великого Новгорода XII–XV вв. // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 27–40.
Рычка 2008 – Рычка В. М. «Город Ярослава»: символическое содержание летописного образа // Ярослав Мудрый и его эпоха. Москва, 2008. С. 153–166.
Седов 2009 а – Седов Вл. В. Новый Иерусалим в надвратных храмах Византии и древней Руси // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 544–584.
Седов 2009 б – Седов Вл. В. Древнерусские пространственные структуры: иконическое и перформативное // Пространственные иконы. Текстуальное и перформативное: Материалы международного симпозиума. Москва, 2009. С. 118–121.
Уколова 1999 – Уколова В. И. Город как парадигма средневековой культуры (к проблеме культурного пространства урбанизации) // Урбанизация в формировании социокультурного пространства. Москва, 1999. С. 134–147.
Филатов 2011 – Византийский словарь: В 2-х томах / Сост., общ. ред. К. А. Филатова. Том 1. Санкт-Петербург, 2011.
Эллард 2016 – Эллард К. Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие / Пер. с англ. А. Васильевой. Москва, 2016.
Яралов 1966 – Всеобщая история архитектуры. В 12 томах. Том 3: Архитектура Восточной Европы. Средние века / Под ред. Ю. С. Яралова. Ленинград, Москва, 1966.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 120 — 149
Скачиваний: 975