ВИЗУАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА ЖЕНСКОЙ МОДЫ: КРАТКИЙ АНАЛИЗ
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-1-173-195
В данной работе исследуются структура, состав и свойства женской моды в одежде как визуально-знаковой системе. Установлено, что система женской моды не может быть выведена как простое производное от дизайна костюма ни в синхроническом, ни в диахроническом (историческом) аспекте. Методология, использованная в работе, включает приёмы и методы семиотического анализа, предложенные Р. Бартом, Н. Трубецким, Л. Эльмслевом, А. Мартине и Ч. Пирсом. Показано, что семиотический потенциал моды на протяжении истории всегда был неравномерно распределён между гендерами. Мужчина в основном всегда рассматривал одежду исключительно как предмет пользы и необходимости, в то время как женщина на основе дизайна костюма создала совершенно отдельную и не связанную напрямую с ним визуально-семиотическую комплексную систему. Реальная одежда, обусловленная своими целями и назначениями, ничего не означает. Мода, наоборот, означает и обозначает, шифрует и транспонирует смыслы, денотирует и коннотирует означающие. Она симулирует знаковую и социальную реальность и строит новый мир воображаемого, рисуя горизонты видимостей и расширяя смысловые основы феноменологии одежды. В целом система женской моды так же сложна, как проста реальная одежда. Даже в предельном случае отсутствия одежды женская нагота превращается в семиотическую систему. Автор предлагает такой подход к классификации визуальных знаков женской моды, согласно которому эти знаки относительно подвижности могут быть: а) статическими, б) динамическими и в) статико-динамическими. По донесению до реципиента смысла знаки могут делиться на: I) смысловые знаки, II) знаки-шифры, которые, в свою очередь, подразделяются на II α) чисто криптографические знаки и II β) симулякры, и III) знаки-императивы. Выявлено, что семиотические цепочки, выстраиваемые женской модой, могут быть четырёх уровней: 0) уровня целесообразности, 1) основного денотативного уровня, 2) уровня знаково-символической ритуальной традиции (уровня начальной коннотации смыслов), 3) уровня мифологии моды (совокупность многих уровней последующей коннотации смыслов).
Ключевые слова: мода, женская мода, вестиментарный код, визуальный вестиментарный знак, семиотика моды
Библиография:
Afonasina 2014 – Afonasina A. S. Ancient literary sources on painted statues. ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics. 2014. 1 (1). P. 31–40. In Russian.
Afonasina 2018 – Afonasina A. S. The letters of the “Pythagorean” women Melissa to Kleareta and Myia to Phyllis. A commented translation into the Russian. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2018. 12. 1. P. 276–286.
Arkhangelskaya 2002 – Arkhangelskaya V. N. The interactions in the modern Russian family. The Inhabitants. 2002. 2. P. 33–52. In Russian.
Avanesov 2018 – Avanesov S. S. The body and the yarn. A visualization of a metaphor in the Annunciation iconography. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2018. 12. 2. P. 523–534. In Russian.
Barthes 1975 – Barthes R. Roland Barthes par Roland Barthes. Paris, 1975.
Barthes 2003 – Barthes R. Système de la mode. Transl. into Russian. Moscow, 2003.
Baudrillard 1980 – Baudrillard J. De la seduction: L’horizon sacré des apparences. Paris, 1980.
Baudrillard 1976 – Baudrillard J. L’échange symbolique et la mort. Paris, 1976.
Benhabib 2002 – Benhabib S. The Claims of Culture: Equality and Diversity in the Global Era. Princeton, NJ, 2002.
Bernatonite 2016 – Bernatonite A. K. Andrzej Wajda and screen adaptation of Russian classics. ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics. 2016. 4 (10). P. 93–108. In Russian.
Bernatonite 2017 – Bernatonite A. K. The semantics of the images of family members in their relations with the guest in the text of P. P. Pasolini’s script and in his film “Teorema”. ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics. 2017. 2 (12). P. 125–145. In Russian.
Bourdieu 1975 – Bourdieu P. Le couturier et sa griffe: contributions à une théorie de la magie. Actes de la recherche en sciences sociales. 1975. 1. P. 7–34.
Dogo 2015 – Dogo D. Building the image of Russian political conspirators in early Soviet cinematography. ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics. 2015. 2 (4). P. 69–81.
Dulgheru 2014 – Dulgheru E. The sacred in the films of Andrei Tarkovsky. The archetype of the house. ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics. 2014. 2 (2). P. 88–100. In Russian.
Eco 2006 – Eco U. La Struttura assente: introduzione alla ricerca semiologica. Transl. into Russian. St. Petersburg, 2006.
Goodman 1972 – Goodman N. Problems and Projects. Indianapolis, IN, 1972.
Hjelmslev 1959 – Hjelmslev L. Essais linguistiques. Copenhagen, 1959.
Hugo 2002 – Hugo V. L’Homme qui rit. Paris, 2002.
Irigaray 1984 – Irigaray L. Etique de la Différence Sexuelle. Paris, 1984.
Khitruk 2017 – Khitruk E. B. “Male issue” in the works of Andrei Tarkovsky. ΠΡΑΞΗMΑ. Journal of Visual Semiotics. 2017. 2 (12). P. 146–154. In Russian.
Kireeva 1976 – Kireeva E. V. The History of Costume. Moscow, 1976. In Russian.
Lacan 1953 – Lacan J. Fonction et champ de la parole et du langage en psychanalyse. Rapport du Congrès de Rome tenu à l’Istituto di Psicologia della Universitá di Roma les 26 et 27 septembre 1953. URL: http://aejcpp.free.fr/lacan/1953-09-26b.htm
Lévi-Strauss 2003 – Lévi-Strauss C. Anthropologie structural. Paris, 2003.
Lévi-Strauss 2002 – Lévi-Strauss C. Les structures élémentaires de la parenté. Paris, 2002.
Martindale 1990 – Ovid Renewed: Ovidian Influence on Literature and Art from the Middle Ages to the Twentieth Century. Ed. by Ch. Martindale. Cambridge, 1990.
Martinet 1960 – Martinet A. Eléments de linguistique générale. Paris, 1960.
Meeusen 2018 – Meeusen M. Aristotelian Natural Problems and Imperial Culture: Selective Readings. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2018. 12. 1. P. 28–47.
Myakin 2018 – Myakin T. G. De poetis Lesbiorum, de herma, deo fertilitatis, et de mysteriis Artemidis apud Mytilenaeos olim celebratis. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2018. 12. 2. P. 349–364.
Myakin 2019 – Myakin T. G. The goddess Venus in Lucretius’ poem “De rerum natura”. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2019. 13. 1. P. 153–179. In Russian.
Obraztsov 1978 – Obraztsov S. V. Relay Race of Art. Moscow, 1978. In Russian.
Panagiotarakou 2019 – Panagiotarakou E. Rational actors? Hippias and Aristogeiton. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2019. 13. 1. P. 19–31.
Protopopova, Garadja 2018 – Protopopova I. A., Garadja A. V. Reading a woman. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2018. 12. 2. P. 433–443.
Sharov 2019 – Sharov K. S. Ancient Rome and female administrators. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2019. 13. 1. P. 106–114. In Russian.
Thackeray 1992 – Thackeray W. M. Vanity Fair. London, 1992.
Troubetzkoy 1949 – Troubetzkoy N. S. Principes de phonologie. Paris, 1949.
Vedeshkin 2018 – Vedeshkin M. A. Bribe and Punishment: To the Question of Persistence of Pagan Cults in Late Antiquity. ΣΧΟΛΗ. Ancient Philosophy and Classical Tradition. 2018. 12. 1. P. 259–275.
Zborovsky 1988 – Zborovsky E. M. According to the Laws of Beauty. Moscow, 1988. In Russian.
Выпуск: 1, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 173 — 195
Скачиваний: 1166