МУЗЫКАЛЬНОЕ И КАРНАВАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО СТАРОГО ТИФЛИСА (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ВАНО ХОДЖАБЕКЯНА, ВАГАРШАКА ЭЛИБЕКЯНА, АГАСИ АЙВАЗЯНА)
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-2-63-80
В статье анализируется музыкальное и карнавальное пространство Старого Тифлиса с конца XIX века до начала 20-х годов XX века. Эмпирическим материалом для данной статьи послужили в основном визуальные и художественные тексты армянских художников и писателей – Вано Ходжабекяна, Агаси Айвазяна, Вагаршака Элибекяна. Обосновывается следующий тезис: Старый Тифлис был мультикультурным, музыкальным, карнавальным городом, в котором сформировался танцевальный язык (кинтаури, багдадури). Старый Тифлис конца XIX – начала 20-х гг. XX века был «гибридным» пространством, в котором одновременно можно было увидеть обрядовые (сакральные) и профанные танцы. В статье коротко представляются базовые подходы к анализу Тифлисского текста – Тифлисский текст армянской литературы, Тифлисский текст грузинской литературы, Кавказский текст русской литературы, а также объясняется коннотативная разница между топонимами «Тбилиси» vs «Тифлис», что является ключевым моментом в дискурсе «Тифлисский текст армянской литературы». Старый Тифлис был многонациональным городом, в котором «встретились» и вместе «жили» музыкальные инструменты Запада (фортепиано, скрипка, мандолина) и Востока (барабан, зурна, дудук, кяманча и др.). Социальный «верх» тяготел к западной музыке и вкладывал капитал в обучение своих детей игре на скрипке, пианино и т. д., а социальный «низ» – кинто, карачохели – склонялся к восточным, кавказским инструментам и мелодиям. Именно на этом стыке и сформировался язык танцев социального «низа» (кинтаури, багдадури). В статье представлены функции восточных инструментов и сферы их использования. Главными героями Старого Тифлиса в основном были представители социального «низа» – кинто и карачохели. В статье описывается также внутренний мир кинто, быт, состояние души и внешний вид. На материале рисунков Вано Ходжабекяна и Вагаршака Элибекяна репрезентируется язык одежды и «дух» кутежей. Танцевальный язык Старого Тифлиса ретранслировался в советском кино и на современном этапе представлен танцевальными группами по всему миру. Кроме профанных танцев, в статье проанализирован также обрядовый (сакральный) танец, когда жених танцует на погребальном камне умершего отца, что является отголоском архаического, мифологизированного мышления. Эмпирический анализ первичных текстов показал, что Старый Тифлис, будучи карнавальным и музыкальным пространством, в котором смешивались разные ценности, обычаи и традиции разных народов, имел свой городской колорит, язык танцев, застолий и кутежей. Он был своеобразным примером культурного «межпространства» (Zwischenraum).
Ключевые слова: Тифлис, городское пространство, визуальная семиотика города, визуальная культура, сакральный танец, обрядовый танец, карнавал, микроистория
Библиография:
Айвазян 1981 – Айвазян А. С. Вывески Тифлиса. Рассказы, повести. Ереван, 1981.
Айвазян 1985 – Айвазян А. С. Наша печаль вокруг Кежо. Рассказы. Ереван, 1985.
Айвазян 1996 – Айвазян А. С. Долгая, долгая, мучительная жизнь Иуды. Рассказы, эссе. Ереван, 1996.
Анчабадзе, Волкова 1990 – Анчабадзе Ю. Д., Волкова Н. Г. Старый Тбилиси. Город и горожане в XIX в. Москва, 1990.
Бабаян 2008 – Бабаян И. Г. Сундукян на грузинской сцене XIX века (1874–1903). Книга первая. Ереван, 2008.
Бадалян 2015 – Национальная государственная галерея / Сост. В. Бадалян. Ереван, 2015.
Гришашвили 1977 – Гришашвили И. Литературная богема Старого Тбилиси. Тбилиси, 1977.
Еремян 1949 – Еремян А. Вано Ходжабекян. Тегеран, 1949. На арм. языке.
Манукян, Игитян 1991 – Вагаршак Элибекян / Сост. С. Манукян. Вступ. ст. Г. Игитяна. Москва, 1991.
Тоникян 1968 – В. Ходжабекян / Сост. А. Тоникяна. Ереван, 1968. На арм. языке.
Хачатрян 2013 – Хачатрян Ж. Танцы в Армении. Ереван, 2013.
Хачатрян 2014 – Хачатрян Ж. Обрядовые пляски в контексте армянских верований. Ереван, 2014. На арм. языке.
Эко 2018 – Эко У. Как путешествовать с лососем. Москва, 2018.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 63 — 80
Скачиваний: 971