ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ИКОНЫ ДЕИСИСА И АНГЕЛЬСКОЙ ЛИТУРГИИ, ОБРАЗ-ПАРАДИГМА НЕБЕСНОГО ХРАМА
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-2-119-137
Статья посвящена исследованию явлений иеротопии в апокалипсисах Древней Руси. Концепция иеротопии была предложена Алексеем Лидовым в 2002 году. Под иеротопией понимается как создание сакральных пространств (особый тип творчества), так и область исследований, изучающих такой тип творчества и связанные с ним процессы. Изначально иеротопия занималась преимущественно вопросами иконографии, храмового зодчества и религиоведения. Для описания ранее не исследованных явлений были предложены понятия «пространственной иконы» и «образа-парадигмы». Термин «пространственная икона» обозначает динамическое сакральное пространство, создаваемое в процессе религиозной церемонии. Под «образом-парадигмой» понимается первичное сакральное пространство, которое затем сознательно воспроизводится при создании новых сакральных пространств. Впоследствии исследования иеротопии распространились и на литературный материал. Однако в таких исследованиях крайне редко используются названные два базовых понятия иеротопии. В этой статье исследуются образ-парадигма Небесного храма и два типа пространственных икон. Мы находим образ-парадигму Небесного храма в «Откровении Авраама», «Славянской книге Еноха» и «Видении пророка Исайи». Впервые этот образ задаётся в «Первой книге Еноха», где он сохраняет структурное сходство с Иерусалимским храмом и скинией Завета, но также обретает и свои специфические характерные черты, которые затем воссоздаются в образах Небесного храма в упомянутых апокалипсисах. Пространственные иконы деисиса («Хождение Богородицы по мукам», «Видение апостола Павла») и ангельской литургии («Видение пророка Исайи», «Славянская книга Еноха») по-разному соотносятся с образом Небесного храма. Ангельская литургия неизменно локализуется в Небесном храме и является частью этого образа. Деисис же не привязан к какому-либо определённому топосу. Также они по-разному соотносятся с повествованием в целом, имеют разную функцию в повествовании. Развёртывание пространственной иконы деисиса носит последовательный, планомерный характер, подчинённый причинно-следственным связям, и в своём развитии непосредственно подготавливает кульминацию сюжета (дарование грешникам покоя). Литургия же скорее параллельно следует повествованию и своей кульминацией маркирует кульминацию в повествовании в целом или завершение определённого этапа повествования.
Ключевые слова: иеротопия, пространственная икона, образ-парадигма, деисис, ангельская литургия, Небесный храм, апокалипсисы Древней Руси
Библиография:
Барабанов 2009 – Барабанов Н. Д. Культ иконы Одигитрии в Константинополе в аспекте византийского народного благочестия // Море и берега. К 60-летию Сергея Павловича Карпова от коллег и учеников. Москва, 2009. С. 241–258.
Бланк 2009 – Бланк К. Иеротопия Толстого и Достоевского // Иеротопия. Сравнительные исследования сакральных пространств. Москва, 2009. С. 323–340.
Бигун 2013 – Бигун О. А. Образ-парадигма христианского храма в творчестве Тараса Шевченко. Минск, 2013.
Бычков 2013 – Бычков Д. М. Топография сакрального плана в художественной картине мира агиоромана Д. М. Балашова «Похвала Сергию» (иеротопический аспект) // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2013. № 2 (56). С. 91–98.
Енох 1999 – Книга Еноха // Библиотека литературы Древней Руси. Санкт-Петербург, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4921 (дата обращения: 04.11.2018).
Заграевский 2018 – Заграевский С. В. О научной обоснованности иеротопии // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 49–69.
Исайя 1999 – Видение пророка Исайи // Библиотека литературы Древней Руси. Санкт-Петербург, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5117 (дата обращения: 04.11.2018).
Лидов 2006 – Лидов А. М. Иеротопия. Создание сакральных пространств как вид творчества и предмет исторического исследования // Иеротопия. Создание сакральных пространств в Византии и Древней Руси. Москва, 2006. С. 9–31.
Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.
Млечко 2008 – Млечко А. В. Иеротопия: построение сакральных пространств в романе Б. К. Зайцева «Дом в Пасси» (по страницам «Современных Записок») // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 8. 2008. Вып. 7. С. 78–93.
Охоцимский 2017 – Охоцимский А. Д. Образы-парадигмы в иеротопии: онтологические и функциональные аспекты // Фонарь Диогена. 2017. № 2. С. 355–372.
Павел 1997 – Видение апостола Павла // Апокрифы Древней Руси: тексты и исследования. Москва, 1997. [Электронный ресурс]. URL: http://lit.lib.ru/img/i/irhin_w_j/biblioteka/apokrify.htm (дата обращения: 04.11.2018).
Сазонова 2015 – Сазонова Н. И. «Шествие на осляти» в России XVI–XVII вв.: содержание и смысловые трансформации // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2015. № 2 (4). С. 115–125.
Смирнов 1888 – Смирнов А. В. Книга Еноха: Историко-критическое исследование (магистерская диссертация) // Православный собеседник. 1888. № 9. С. 120–140.
Тихонравов 1863 – Тихонравов Н. С. Откровение Авраама // Памятники отреченной русской литературы. Москва, 1863. С. 32–78.
Хождение 1999 – Хождение Богородицы по мукам // Библиотека литературы Древней Руси. Санкт-Петербург, 1999. [Электронный ресурс]. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4930 (дата обращения: 04.07.2018).
Хоружий 2011 – Хоружий С. С. Свет Плотинов и свет Фавора: мистика света в неоплатонизме и исихазме // Огонь и свет в сакральном пространстве. Москва, 2011. С. 37–44.
Himmelfarb 2010 – Himmelfarb M. The Apocalypse: A Brief History. Oxford, 2010.
Hoffmann, Wolf 2009 – Hoffmann A., Wolf G. Narrative and iconic space – from Pontius to Pilate // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 395–418.
Nickelsburg, Van der Kam 2004 – Nickelsburg George W. E., Van der Kam James C. 1 Enoch: A New Translation.Minneapolis, 2004.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 119 — 137
Скачиваний: 1027