ГОРОДСКОЕ ПУБЛИЧНОЕ ПРОСТРАНСТВО ДЕТСТВА: ГРАНИЦЫ И СЕТИ (НА ПРИМЕРЕ ОДНОЙ ДЕТСКОЙ ПЛОЩАДКИ ТОМСКА)
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-2-177-192
В работе рассматриваются повседневные городские практики томских родителей и детей на примере типовой детской площадки в одном из «спальных» районов Томска. В основе исследования лежит междисциплинарный подход: опираясь в теоретическом плане на работы представителя социологии повседневности И. Гофмана, в процессе эмпирического исследования я использовала методы включённого наблюдения и интервью. В настоящее время увеличивается интерес к проблемам качества городской публичной среды. Развитию городского пространства принято уделять внимание в центральной части города, так как центр города – это его «лицо», тогда как основная часть горожан живёт в обычных «спальных» районах, построенных ещё в советское время. В новых районах организация пространства для проведения совместного досуга детей и родителей решается сразу: они оснащены безопасными и комфортными игровыми площадками, беседками и т. п., так как целевая аудитория застройщиков – это молодые семьи с детьми. В старых районах ситуация с организацией городского пространства не так хороша. Детская площадка – это особое пространство, где могут проводить время не только дети, но и их родители или пенсионеры, живущие рядом. Это место, где есть свои правила и нормы поведения. Через антропологическое описание типовой площадки я попыталась понять, кто они – современные посетители детских площадок, для чего им нужны публичные пространства детства. Я прихожу к выводу о гетерогенности и неочевидности сообществ, проводящих время на детских площадках, а также о его широких функциональных возможностях, что позволяет говорить о большом социальном потенциале детских площадок как возможных объектов конструирования комфортных общественных пространств города.
Ключевые слова: город, визуальная среда, общественное пространство, детская площадка, сетевое взаимодействие, детство
Библиография:
Бурдьё 2007 – Бурдьё П. Социология социального пространства / Пер. с фр. Москва, Санкт-Петербург, 2007.
Батыгин 2001 – Батыгин Г. С. Континуум Фреймов: Драматургический реализм Ирвинга Гофмана // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2001. № 2. С. 5–25.
Вахштайн 2003 – Вахштайн В. Драматургическая теория Ирвинга Гофмана: два прочтения // Социологическое обозрение. 2003. № 4. С 104–118.
Гофман 2000 – Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А. Д. Ковалёва. Москва, 2000.
Конрой 2015 – Конрой Н. В. Сетевой анализ в антропологии: история и современность // Инновации в антропологии: новые направления, объекты и методы в российских антропологических исследованиях. Москва, 2015. С 43–44.
Рэдклифф-Браун 2001 – Рэдклифф-Браун А. Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции / Пер. с англ. Москва, 2001.
Ольденбург 2014 – Ольденбург Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества / Пер. с англ. Москва, 2014.
Шпаковская, Чернова 2017 – Шпаковская Л. Л., Чернова Ж. В. Город, дружественный семье: новое публичное пространство для детей и их родителей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 2. С. 160—177.
Ядов 2001 – Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. Москва, 2001.
Barnes 2012 – Barnes J. A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish. Human Relations. 1954. Vol. 7. 1. P. 39–58.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДОКЛАДЫ
Страницы: 177 — 192
Скачиваний: 779