СЕМАНТИЗАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ ПРОСТРАНСТВ ТОМСКА: ВЗГЛЯД ЧЕРЕЗ INSTAGRAM
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-2-193-201
Предмет данной статьи лежит на пересечении исследований урбанистки, визуальности и сетевой культуры – это способы семантизации некоторых локальных пространств Томска в фотографиях социальной сети Instagram. В работе представлены обзор и объяснение визуальных репрезентаций общественных мест Томска, которые пользователи делают «видимыми» в социальной сети. Кейсы-локации – Лагерный сад, Игуменский парк, Сибирский ботанический сад Томского государственного университета (ТГУ). В фокусе исследовательского внимания – организация пространства города и приёмы означивания территории, проявленные через практики создания и использования фотографического материала авторами-любителями. Фотографии, которые пользователи размещают в сетевых медиа, обладают рядом особенностей в сравнении с фото, находящимися в домашних и электронных альбомах людей, что обусловлено целью пользователей сети получить одобрение от своей интернет-аудитории в виде «лайков» и комментариев. Методологический базис исследования – семиотические концепции Ф. Киттлера и Р. Барта; эмпирическое основание – анализ 150 публикаций пользователей Instagram. Репрезентация городского пространства в сетевых медиа рассматривалась через категории оптического восприятия «реальное – воображаемое – символическое»: способы освоения городского пространства обывателем, зафиксированные в социальной сети, создают образ места у аудитории. Результаты исследования представлены в работе в качестве аналитических обзоров об общественных местах. Фотографии Лагерного сада Томска, сосредоточенные на скульптурном мемориале Родины-матери, вручающей оружие Сыну, и на природном ландшафте, представляют образ Лагерного сада как места памяти и свободы. Пользователи структурируют в Instagram пространство сада, создавая посредством сетевых визуальных шаблонов образ «возвышенного» места, скрытого за материальностью повседневности вещей. Структурирование образа Игуменского парка в Instagram представлено фокусировкой внимания на взаимодействии посетителей с малыми архитектурными формами и/или обитателями территории. Это, в свою очередь, формирует представление о парке как о «приватном месте» с возможностью перформативного использования пространства. Образ Сибирского ботанического сада ТГУ представлен в социальной сети как пространство умиротворения и естественности посредством акцентирования внимания на растениях и естественной цветовой гамме изображений; здесь то, что создано искусственно, «уходит» на второй план. Семиотика фотографий, где представлен Сибирский сад, иллюстрирует симптоматичные модные тенденции Instagram, к примеру, специфику создания «дизайна флоры» в профиле пользовател я. Таким образом, посредством фотографий создаётся визуальный конструкт общественного места, который с помощью сетевых медиа становится унифицированным образом пространства. Значимой частью семиотики городского пространства, особенно для экстра-городских акторов, становится его репрезентация в цифровых интернет-сетях, в частности – в Instagram.
Ключевые слова: городское пространство, общественное пространство, сетевые медиа, Instagram, визуальная репрезентация
Библиография:
Аванесов 2017 – Аванесов С. С. Томск: визуальное конструирование локальных городских пространств // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 1 (11). С. 41-47.
Барт 1989 – Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. Москва, 1989.
Барт 1997 – Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Пер. с фр. М. Рыклина. Москва, 1997.
Киттлер 2010 – Киттлер Ф. Мир символического – мир машины / Пер. с нем. А. Маркова // Логос. 2010. № 1 (74). С. 5-21.
Киттлер 2009 – Киттлер Ф. Оптические медиа: Берлинские лекции 1999 года / Пер. с нем. О. Никифорова, Б. Скуратова. Москва, 2009.
Бредникова, Запорожец 2014 - Микроурбанизм. Город в деталях / Под ред. О. Бредниковой, О. Запорожец. Москва, 2014.
Радченко 2016 – Радченко Д. А. Мегаполис в объективе: фотографии в социальных сетях как источник данных о пользовании территорией // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований. 2016. № 5. С. 25-33.
Kittler 1997 – Kittler F. Literature, Media, Information Systems. Amsterdam, 1997.
Выпуск: 2, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: ДОКЛАДЫ
Страницы: 193 — 201
Скачиваний: 859