ТЕОРИЯ ПАТТЕРНОВ В ФОРМИРОВАНИИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-75-88
Существующие способы репрезентации целостности и качества городских пространств в визуальном восприятии сталкиваются с ограниченностью своего применения. Теории физиологии зрительного восприятия и теории композиционных структур и их гармонических соотношений имеют множество дополнительных условий, нивелирующих на практике значение этих теорий. Нами декларируется альтернативный подход к анализу городской среды и объяснению закономерностей её визуального восприятия на основе междисциплинарной теории паттернов. Суть этого подхода в том, что городская среда исторически складывается на основе шаблонов пространственного формирования, архетипических моделей, пространственных прототипов. Эти шаблоны мы называем паттернами. Понятие паттерна, широко применяющееся в различных областях науки и практики, адаптируется и актуализируется в статье в рамках урбанистики, применительно к городской среде. Заявлен принцип мозаичности территории города, складывания городской среды в виде отпечатков пространственных прототипов – локально-целостных градостроительных образований. Рассмотрен контекст понятия «паттерн»: его этимология, история и сущность феномена паттерности в междисциплинарном ракурсе. Перечислены виды градостроительных паттернов и их базовые свойства. Установлены уровни паттерности пространства, на которых возможно фиксировать и объяснять действие пространственных прототипов. Раскрыты основы механизма формирования и репликации паттернов на территории города в виде элементарных пространственных единиц на примере соцгорода, микрорайона и кварталов городского центра. Показаны различия в принципах отображения паттерности на разных уровнях для указанных типов пространств. Отмечены основные проблемы исследований в области визуального восприятия городской среды на основе теории паттернов. В работе применены методы теоретического конструирования понятия на основе междисциплинарной аналогии. Исследование позволит применять теорию паттернов для выявления и диагностики «генетического кода» города с целью его дальнейшей трансляции или преобразования.
Ключевые слова: паттерн, морфология города, целостность, мозаичность, визуальное восприятие, архетип города
Библиография:
Аванесов 2016 а – Аванесов С.С. Визуальная семиотика города: перспектива исследования городских текстов // ПРАΞНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 4 (10). С. 9–22.
Аванесов 2016 б – Аванесов С.С. Сакральная топика русского города // ПРАΞНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 1 (7). С. 71–114.
Аракелян 2011 – Аракелян Р. Г. Выявление традиционных ценностей жилых образований на территории Армянского Нагорья (пространственно-планировочные решения) // Architecture and Modern Information Technologies. 2011. № 3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2011/3kvart11/arakelyan/arakelyan.pdf (дата обращения: 09.01.2019).
Беломестных 2015 – Беломестных С. С. Социальные факторы формирования пространственных структур кварталов исторического центра г. Иркутска // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 8 (103). С. 108–116.
Большаков 2016 – Большаков А. Г. Топология древнего города Сана // Архитектура и строительство России. 2016. № 4 (220). С. 30–37.
Гашенко 2016 а – Гашенко А. Е. Архитектурно-градостроительная морфология Новосибирска. Новосибирск, 2016.
Гашенко 2016 б – Гашенко А. Е. Семантика целостности архитектурно-градостроительной морфологии городского центра // ПРАΞНМА. Проблемы визуальной семиотики. 2016. № 2 (8). С. 82–96.
Мельник 2017 – Мельник В. В. Амман – город, потерявший идентичность (диалог между традицией и современностью) // Месмахеровские чтения – 2017. Материалы международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2017. С. 56–64.
Пирогов 2013 – Пирогов С. В. Контуры визуальных исследований города // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376. С. 59–63.
Пропп 1928 – Пропп В. Я. Морфология сказки. Ленинград, 1928.
Раппапорт 1975 – Раппапорт А. Г. Проектирование без прототипов // Разработка и внедрение автоматизированных систем в проектировании (Теория и методология) / Под ред. Б. В. Сазонова. Москва, 1975. С. 299–392.
Растяпина, Бабенко 2017 – Растяпина О. А., Бабенко К. В. Методы оценки зрительного восприятия городского пространства // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Строительство и архитектура. 2017. № 49 (68). С. 228–238.
Сазонов 2002 – Сазонов В. И. Геометрическая гармония как единый архитектурно-строительный язык и грамматика // Известия высших учебных заведений. Строительство. 2002. № 12. С. 96–103.
Филин 2006 – Филин В. А. Визуальная среда города // Вестник Международной академии наук (Русская секция). 2006. № 2. С. 43–50.
Филько 2015 – Филько А. Визуальное восприятие образа города и методы его исследования // Урбанистика. 2015. № 3. С. 1–15.
Шемелина, Ванина 2009 – Шемелина О. С., Ванина О. Е. Аспекты психологического восприятия современной городской среды // Ценности и смыслы. 2009. № 1 (1). С. 72–89.
Штейнбах, Еленский, 2004 – Штейнбах Х. Э., Еленский В. И. Психология жизненного пространства. Санкт-Петербург, 2004.
Шубенков, Шамаров 2008 – Шубенков М. В., Шамаров Н. Н. Доменные модели описания планировочной структуры градостроительных объектов // Architecture and Modern Information Technologies. 2008. № 1 (2). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://marhi.ru/AMIT/2008/1kvart08/Shubenkov/article.php (дата обращения: 08.01.2019).
Alexander et al. 1977 – Christopher Alexander, Sara Ishikawa, Murray Silverstein, Max Jacobson, Ingrid Fiksdahl-King, Shlomo Angel. A pattern language: towns, buildings, construction. New York: Oxford University Press, 1977.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 75 — 88
Скачиваний: 1204