ВИЗУАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИХ ТРАГЕДИЯХ ОБ ОРЕСТЕ И ЭЛЕКТРЕ: ДИСКУРС СЛОВА И ДИСКУРС ОБРАЗА
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-113-134
Великие драматурги, с чьими именами связан «золотой век» древнегреческого театра, часто ставили трагедии на одни и те же сюжеты и даже с одними и теми же названиями. Обращаясь к существующим интерпретациям или создавая новые, они старались преподнести урок городу и наставить зрителей-учеников на то или иное понимание происходящих событий. Полемика между авторами древнегреческих трагедий придавала дополнительный колорит театральным агонам, а полемика между изучающими ее исследователями создавала пространство междисциплинарного диалога, в том числе по вопросам особенностей античной визуальной культуры. В статье осуществлен сравнительный анализ трех версий мифологического сюжета об Оресте и Электре, представленных в трагедии Эсхила «Жертва у гроба» (или «Хоэфоры») и одноименных трагедиях Еврипида и Софокла «Электра». Древнегреческие драматурги представляют иерархию значимости главных героев – брата и сестры, реализующих план мести за смерть их отца Агамемнона – через иерархию их добродетелей и жизненных принципов. Сопоставление трех трагедий осуществлено по схеме, которая позволяет увидеть каковы эти иерархии: 1) в начале трагедии, где происходит первая встреча Ореста и Электры, в ходе которой они пытаются утвердить свое право наставлять себя и других; 2) в моменты столкновений героев относительно того, кто и в чем имеет право наставлять под присмотром богов как высших наставников; 3) в конце трагедии, когда герои видят результаты наставлений. Город, в котором разворачивается трагическое действие, то сужается до отдельно взятой семьи, где каждый мнит себя наставником для других, то расширяется до интеллектуально-политического сообщества граждан, которые могут быть наставлены примером своих правителей. Эсхил, Еврипид и Софокл предлагают читателю/зрителю разные «форматы» визуальных наставлений, в которых объединены божественная воля и человеческие желания. Помимо древнегреческой литературной традиции, мифологические сюжеты об Оресте и Электре нашли отражение в материальной культуре (древнегреческой вазописи, рельефных изображениях и изделиях из бронзы), что является еще одним уровнем визуализации наставлений, причем, в одних случаях первичной по отношению к театру, а в других – вторичной. Традиция изображения на артефактах мифологического сюжета об Оресте и Электре оформилась задолго до появления театральных постановок Эсхила, Еврипида и Софокла, частично предопределив их «дискурс слова» и «дискурс образа», а частично трансформировавшись под их влиянием.
Ключевые слова: антропология города, визуальные наставления, театральная визуализация, Эсхил, Еврипид, Софокл, Электра, дискурс слова и дискурс образа в древнегреческой драме
Библиография:
Печатнова 2002 – Печатнова Л. Г. История Спарты (период архаики и классики). Санкт-Петербург, 2002.
Arnott 1981 – Arnott W. G. Double the Vision: A Reading of Euripides’ “Electra”. Greece & Rome. 1981. Vol. 28. 2. Р. 179–192.
Auer 2006 – Auer J. The Aeschylean Electra. Greek, Roman, and Byzantine Studies. 2006. 46. Р. 249–273.
Boardman 2012 – Boardman J. Greek Sculpture. The Archaic Period. London, 2012.
Boardman 2001 – Boardman J. The History of Greek Vases. London, 2001.
Bookidis, Stroud 1997 – Bookidis N., Stroud R. S. Corinth XVIII.3. The Sanctuary of Demeter and Kore: Topography and Architecture. Princeton, 1997.
Cartledge 2002 – Cartledge P. Sparta and Lakonia: a regional history 1300–362 BC. London, New York, 2002.
Elsner 2015 – Elsner J. Visual Culture and Ancient History: Issues of Empiricism and Ideology in the Samos Stele at Athens. Classical Antiquity. 2015. Vol. 34. 1. Р. 33–73.
Ferruzza 2016 – Ferruzza M. L. Ancient Terracottas: from South Italy and Sicily in the J. Paul Getty Museum. Online collection catalogue published by the J. Paul Getty Museum. Getty Publications, 2016. URL: http://www.getty.edu/publications/terracottas/
Finglass 2005 – Finglass P. J. Is There a Polis in Sophocles’ “Electra?” Phoenix. 2005. Vol. 59. 3/4. P. 199–209.
Finkelberg 2003 – Finkelberg M. Motherhood or Status? Editorial Choices in Sophocles, “Electra” 187. The Classical Quarterly. 2003. Vol. 53. 2. P. 368–376.
Gallagher 2003 – Gallagher R. L. Making the Stronger Argument the Weaker: Euripides, “Electra” 518–44. The Classical Quarterly. 2003. Vol. 53. 2. P. 401–415.
Grote 1991 – Grote D. A. Electra or Chrysothemis: The Assignment of Sophocles’ “Electra” 428–30. The Classical Journal. 1991. Vol. 86. 2. P. 139–143.
Harder 1995 – Harder M. A. “Right” and “Wrong” in the Electra’s. Hermathena. 1995. 159. P. 15–31.
Jeffery 1961 – Jeffery L. H. The Local Scripts of Archaic Greece: A Study of the Origin of the Greek Alphabet and its Development from the Eighth to the Fifth Centuries B. C. Oxford, 1961.
Jentoft-Nilsen, Trendall 1991 – Jentoft-Nilsen M. R., Trendall A. D. Corpus Vasorum Antiquorum. The J. Paul Getty Museum. 4 (USA 27). Malibu. Verona, 1991.
Kells 1967 – Kells J. H. Sophocles: Electra. Cambridge, 1973.
Kubo 1967 – Kubo M. The Norm of Myth: Euripides’ Electra. Harvard Studies in Classical Philology. 1967. Vol. 71. P. 15–31.
Kunze 1950 – Kunze E. Archaische Schildbänder. Olympische Forschungen. 2. Berlin, 1950.
Lloyd-Jones 1979 – Lloyd-Jones H. Aeschylus: Oresteia. The Choephoroe. London,1979.
Mozhajsky 2018 – Mozhajsky A. Yu. Bronze in Aegean of the Late Bronze Age: significance of metallurgy, delivering and consumption. Non-ferrous Metals. 2018. 1. P. 43–48.
Papalexandrou 2005 – Papalexandrou N. The Visual Poetics of Power: Warriors, Youth, and Tripods in Early Greece. New York, 2005.
Podlecki 1983 – Podlecki A. “Aeschylus’ Women”. Helios. 1983.10. P. 23–47.
Porter 1990 – Porter J. R. Tiptoeing through the Corpses: Euripides’ Electra,Apollonius, and the Bouphonia. Greek, Roman, and Byzantine Studies. 1990. Vol 31. 3. P. 255–280.
Prag 1985 – Prag A. The Oresteia: Iconographic and Narrative Traditions. Chicago, Warminster, 1985.
Radding 2015 – Radding J. Clytemnestra at Aulis: Euripides and the Reconsideration of Tradition. Greek, Roman, and Byzantine Studies. 2015. Vol. 55. Р. 832–862.
Robinson, Graham 1938 – Robinson D. M., Graham J. W. Excavations at Olynthus. Part 8. The Hellenic House. A Study of the Houses Found at Olynthus with a Detailed Account of Those Excavated in 1931 and 1934. Johns Hopkins University Studies in Archaeology. 25. Baltimore, 1938.
Rosivach 1978 – Rosivach V. J. The “Golden Lamb” Ode in Euripides’ Electra. Classical Philology. 1978. Vol. 73. 3. P. 189–199.
Van Erp 1996 – Van Erp Taalman Kip A. M. Sophocles “Electra” 197–200: Who Is the ϑεός? Hermes. 1996. 124. 3. P. 282–289.
West 1969 – West M. L. Stesichorus Redivivus. ZPE. 1969. Bd. 4. P. 135–149.
Wheeler 2003 – Wheeler G. Gender and Transgression in Sophocles’ “Electra”. The Classical Quarterly. 2003. Vol. 53. 2. P. 377–388.
Williams 1979 – Williams C. K. Corinth, 1978: Forum Southwest. Hesperia. 1979. Vol. 48. 2. P. 105–144.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 113 — 134
Скачиваний: 1066