ВИЗУАЛЬНАЯ СЕМИОТИКА АРМЯНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ: ВЕЩИ И СИМВОЛЫ
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-156-181
Цель статьи: выявить возникновение символических смыслов / знаков / кодов в визуальных репрезентациях политических трансформаций на материале визуальных образов Бархатной революции в Армении 2018 г. Революция, как и любая смена общественно-политической парадигмы, неизбежно влечёт метонимию, замещение старых, набивших оскомину образов, социокодов на новые. Революция 2018 г. в Армении если не по новизне, то по количеству новообразованных знаков / кодов вполне сопоставима с классическими революциями былых времён. В ходе революции лидеры и рядовые участники проявили удивительную креативность в конструировании и мемизации новых визуальных образов, обыгрывании скрытых символических знаков – бороды, одежды, аксессуаров и пр. Революцию вершат неординарные личности, способные, кроме прочего, подняться над повседневными штампами и стереотипами. Поэтому в эпоху революционных перемен резко возрастает роль невербального социального воздействия. Не обладая мощью государственной агитмашины, ресурсами и властью, революционеры вынужденно используют самые разнообразные приёмы, проявляя гибкость, находчивость и революционный напор. Вместе с тем, в условиях стремительно меняющихся реалий постмодерного сетевого общества роль невербального социального взаимодействия приобретает решающее значение. Движущей силой любой революции является молодёжь, с которой необходимо говорить на её языке, избегая поучительного тона и утомляющей наррации с обтекаемыми формулировками и отсутствием смыслополагания. Гораздо эффективнее и доходчивее ясные и хлесткие слоганы в духе напористых и выразительных «окон РОСТА». В Армении таким слоганом стал: «Сделай шаг...» – слоган многоразового пользования, «заряжаемый» в зависимости от меняющейся политической конъюнктуры, подобно ружью, новыми целями и задачами. Столь же «говорящим» и убедительным оказался вещный мир революции. Во время революционных событий 2018 г. идеологемы обретали телесность, благодаря чему выглядели весьма убедительными, во всяком случае, более убедительными, чем умозрительные нравоучительные категории, продуцируемые дашнакско-республиканской пропагандистской машиной. Революционные события в Армении развивались со стремительной быстротой, так что иной раз невозможно было уследить за калейдоскопом событий и уж тем более их осмыслить. И тогда в борьбу включились образы и знаки, которые оказывали воздействие на подсознание, «впечатывались» в него подобно рекламным роликам или баннерам. При этом главным принципом построения визуальных образов Армянской революции стал короткий формат, всегда более эффективный, чем неоправданно затянутое нравоучительное резонёрство.
Ключевые слова: Армянская бархатная революция, визуальные образы, структурная иерархия, семиотика бороды, семиотика одежды, сетевое сообщество
Библиография:
Бард, Зодерквист 2004 – Бард А., Зодерквист Я. Nеtoкратия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма. Пер. с англ. В. Мишучкова. Санкт-Петербург, 2004.
Веблен 1984 – Веблен Т. Теория праздного класса / Пер. с англ. С. Г. Сорокиной. Москва, 1984.
Вирильо 2004 – Вирильо П. Машина зрения / Пер. с фр. А. В. Шестакова. Санкт-Петербург, 2004.
Гарфункель 2004 – Гарфункель С. Всё под контролем: кто и как следит за тобой / Пер. с англ. В. Мяснянкина. Екатеринбург, 2004
Грицанов, Можейко 2001 – Постмодернизм: энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, М. А. Можейко. Москва, 2001.
Давтян 2012 – Давтян Н. А., Давтян М. А. Концептуальная имиджелогия: Искусство, наука, профанация. Методологические основания. Москва, 2012.
Делёз, Гваттари 2005 – Делёз Ж., Гваттари Ф. Трактат о номадологии / Пер. с фр. В. Мерлина // Новый круг. 2005. № 2 (92). С. 183–187.
Колоницкий 2001 – Колоницкий Б. И. Символы власти и борьба за власть: к изучению политической культуры российской революции 1917 года. Санкт-Петербург, 2001.
Маргарян 2016 – Маргарян Е. Г. Вещный мир в мифе и эпосе: пища героев, кости, волосы, борода, соль // Критика и семиотика. 2016. № 1. С. 144–165.
Маргарян 2018 – Маргарян Е. Г. Почему случилась революция? Ереван, 2018.
Митчелл 2012 – Митчелл У. Я++. Человек, город, сети / Пер. с англ. Д. Симановского. Москва, 2012.
Улыбина 2012 – Улыбина Е. В. Неизменность как характеристика идентичности футбольных фанатов // Психологические исследования: Электронный научный журнал. 2012. Т. 5. № 23.
Щепанская 2003– Щепанская Т. Б. Традиции городских субкультур // Современный городской фольклор. Москва, 2003. С. 27–33.
Эйзенштадт 1999 – Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. А. В. Гордона. Москва, 1999.
Bonnell 1999 – Bonnell V. E. Iconography of Power: Soviet Political Posters under Lenin and Stalin. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press, 1999.
Castells 1991 – Castells M. The Informational City: Information Technology, Economic Restructuring, and Urban-Regional Processes. Oxford: Blackwell, 1991.
Hakim Bey 1991 – Hakim Bey. T. A. Z. The Temporary Autonomous Zone, Ontological Anarchy, Poetic Terrorism. New York, 1991. URL: https://theanarchistlibrary.org/library/hakim-bey-t-a-z-the-temporary-autonomous-zone-ontological-anarchy-poetic-terrorism
Stemp 2012 – Stemp R. Le langage secret de la Renaissance: le symbolisme caché de l’art italien. Gennevilliers, 2012.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 156 — 181
Скачиваний: 896