СЕРГЕЙ ПАРАДЖАНОВ КАК ТЕКСТ: ЧЕЛОВЕК, ГАБИТУС, ИНТЕРЬЕР (на материале визуальных текстов)
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-197-215
Статья посвящена великому кинорежиссёру Сергею Параджанову (1924–1990), его габитусу (социокультурному поведению), неповторимой индивидуальности. Особое место уделяется семиозису приватного и социального пространства. Основным эмпирическим материалом послужили его фотографии, а также текстовые и визуальные артефакты (коллажи, кинофильмы, письма, сценарии). Методологической базой для описания стала теория Пьера Бурдьё и семиотический метаязык. По ходу описания габитуса С. Параджанова автор статьи представляет его как человека (культурной) границы, гибридного человека, поскольку он был носителем разных культур: армянской, грузинской, русской, украинской. Особое место в статье уделяется интерьеру его тбилисской квартиры, её «вещной» составляющей, а также синтагматическому ряду культурных артефактов. Уделяется специальное внимание семиотическому пространству туалета, его ироническому, юмористическому и политическому контексту. Визуальный материал предоставил возможность проанализировать и структуру тбилисского итальянского дворика, а также перформансы, фотосессию великого режиссёра в его же социальном пространстве. С. Параджанов превращал своё пространство в праздник, эстетизировал еду, выдумывал перформансы для гостей. Важным моментом для описания его габитуса составили зековские «атавизмы», субкультура советского лагеря, а также описание его иерархического статуса «на зоне». Контурно раскрываются причины «агрессии» советского истеблишмента по отношению к С. Параджанову. Его шутливо-политический перформанс и выступление перед деятелями культуры «подготовили» почву для сфабрикованного уголовного дела с отбыванием пятилетнего срока в колонии строгого режима. Анализ эмпирического материала показал, что великий режиссёр творил не только во время работы над созданием киношедевров, но и в утилитарном пространстве. Его тбилисская квартира была не только пространством обитания, но и творческой лабораторией, мастерской, костюмерной и, наконец, театром. Габитус и биография Параджанова – яркий пример для описания репрессивной советской власти как сталинской, так и брежневской эпохи. «Вулканическая» природа С. Параджанова стала предпосылкой для разрушения жанровых и ценностных стереотипов. Его эпатажное, юмористическое, ироничное мышление создавало перформансы, разрушая границу реального и условного. Именно в этом контексте его квартира превращалась в театральную площадку, в квартиру-музей, квартиру-мастерскую. Самоирония, ирония, сарказм экстраординарное эпатажное мышление С. Параджанова стали предпосылками для игры с советскими «сакральными» ценностями, создания антитекстов этой эпохи, а также генератором его неповторимого культурного габитуса, его перформансов и поэтики.
Ключевые слова: Сергей Параджанов, семиотика поведения, семиотика интерьера, приватное пространство, семиотика туалета, воровская иерархия, повседневная история, Старый Тифлис
Библиография:
Абрамян 2014 – Абрамян Л. Кинорежиссёр, смотрящий на мир глазами художника // Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж. Ереван, 2014. С. 19–29.
Геворкянц 2013 – Геворкянц Р. Параджанов. Коллаж на двоих. Ереван, 2013.
Геронян 2018 – Геронян A. Сергей Параджанов – города в судьбе гения // Вне строк, 24.06.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vstrokax.net/istoriya/sergey-Parajanov-goroda-v-sudbe-geniya/ (дата обращения 13.07.2019).
Косиков 1984 – Косиков Г. Франсуа Вийон // Франсуа Вийон. Стихи. Москва, 1984. С. 5–41.
Косиков 2002 – Косиков Г. О литературной судьбе Вийона // Франсуа Вийон. Стихи. Москва, 2002. С. 374–483.
Москвичёва 2012 – Москвичёва M. «Спрессованные» фильмы Параджанова показали в Москве (интервью с директором музея Сергея Параджанова Завеном Саркисяном) // Московский комсомолец (МК.RU). 20.09.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/culture/2012/09/20/751324-spressovannyie-filmyi-Parajanova-pokazali-v-moskve.html (дата обращения 13.07.2019).
Орозбаев 2011 – Орозбаев K. Планета Параджанова // Виноград. 2011. № 2 (40). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vinograd.su/art/detail.php?id=44035 (дата обращения 13.07.2019).
Самойлов 1990 – Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1. С. 96–108.
Симян 2018 – Симян Т. Ёко Тавада – человек и писатель «границы» // Идеи и идеалы. 2018. № 4. Т. 2. С. 193–206.
Симян 2019 – Симян Т. Музыкальное и карнавальное пространство старого Тифлиса (на примере творчества Вано Ходжабекянa, Вагаршака Элибекянa, Агаси Айвазянa) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 63–80.Абрамян 2014 – Абрамян Л. Кинорежиссёр, смотрящий на мир глазами художника // Калейдоскоп Параджанова. Рисунок, коллаж, ассамбляж. Ереван, 2014. С. 19–29.
Геворкянц 2013 – Геворкянц Р. Параджанов. Коллаж на двоих. Ереван, 2013.
Геронян 2018 – Геронян A. Сергей Параджанов – города в судьбе гения // Вне строк, 24.06.2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vstrokax.net/istoriya/sergey-Parajanov-goroda-v-sudbe-geniya/ (дата обращения 13.07.2019).
Косиков 1984 – Косиков Г. Франсуа Вийон // Франсуа Вийон. Стихи. Москва, 1984. С. 5–41.
Косиков 2002 – Косиков Г. О литературной судьбе Вийона // Франсуа Вийон. Стихи. Москва, 2002. С. 374–483.
Москвичёва 2012 – Москвичёва M. «Спрессованные» фильмы Параджанова показали в Москве (интервью с директором музея Сергея Параджанова Завеном Саркисяном) // Московский комсомолец (МК.RU). 20.09.2012. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mk.ru/culture/2012/09/20/751324-spressovannyie-filmyi-Parajanova-pokazali-v-moskve.html (дата обращения 13.07.2019).
Орозбаев 2011 – Орозбаев K. Планета Параджанова // Виноград. 2011. № 2 (40). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vinograd.su/art/detail.php?id=44035 (дата обращения 13.07.2019).
Самойлов 1990 – Самойлов Л. Этнография лагеря // Советская этнография. 1990. № 1. С. 96–108.
Симян 2018 – Симян Т. Ёко Тавада – человек и писатель «границы» // Идеи и идеалы. 2018. № 4. Т. 2. С. 193–206.
Симян 2019 – Симян Т. Музыкальное и карнавальное пространство старого Тифлиса (на примере творчества Вано Ходжабекянa, Вагаршака Элибекянa, Агаси Айвазянa) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2019. № 2 (20). С. 63–80.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 197 — 215
Скачиваний: 934