«СЛАВЯНСКИЕ РУНЫ» НА РОССИЙСКИХ ЭКРАНАХ: РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ НЕОЯЗЫЧЕСКОГО МИФА
DOI: 10.23951/2312-7899-2019-3-225-253
Сегодня в научных работах часто встречается мнение, что современная «экранная» культура подменяет собой реальность, искажает окружающий человека мир. Возможно, эти опасения несколько преувеличены, поскольку искажённые представления о действительности могут создаваться и другими формами культуры. Тем не менее, сильное влияние кинематографа и телевидения на умы зрителей вполне очевидно. Поэтому важно изучать роль этой индустрии в создании различных современных мифов. В данной статье рассматривается история закрепления в сознании российского зрителя мифа о славянских рунах, которые изображаются в фильмах и телепередачах как древняя дохристианская славянская письменность. В статье показано, что науке ничего не известно о существовании у славян письменности, похожей на руническую. Этот факт позволяет утверждать, что представления о существовании славянских рун являются современным мифом. Его генезис связан с появлением в постсоветской России псевдонаучной исторической литературы и её влиянием на становление литературного жанра славянского фэнтези. Впервые этот миф, очень популярный в среде русских неоязычников, отразился в кино в 2004 г., когда на экраны вышел четырёхсерийный фильм «Легенда о Кащее». Фильм стал первым воплощением на экране жанра славянского фэнтези. Зритель может увидеть знаки, очень похожие на скандинавские руны, в чертогах славянских божеств. За прошедшее с той поры время руны стали востребованным атрибутом российских фильмов и сериалов мистической направленности. Даже если они не связываются со славянами напрямую, они включаются в контекст российского историко-культурного наследия. Так зрители привыкают ассоциировать вид рунических надписей с языческими верованиями Древней Руси. Ещё больший вклад в формирование подобных представлений вносят телепередачи, в особенности, выходящие на канале «РЕН ТВ». В ряде таких передач прямо говорится о существовании развитой славянской рунической письменности. В оформлении таких передач часто используются шрифты, стилизованные под руны. Всё это созвучно идеям русских неоязычников, которых тоже постоянно показывают в этих передачах. Но если недавно можно было думать, что славянские руны являются частью маргинальной субкультуры приверженцев фольк-хистори и увидеть их в респектабельных СМИ невозможно, то сейчас ситуация изменилась. В 2018 г., в православную Пасху, Первый канал показал документально-игровой фильм «Крещение Руси». Титры этого фильма стилизованы под рунические надписи. Таким образом, несмотря на проправославный характер фильма, он подыгрывает русским неоязычникам, закрепляя популярную в их среде точку зрения о существовании у славян рунической письменности. К сожалению, эти идеи вовсе не безобидны, поскольку они способствуют реставрации нацистских измышлений о мистической символике рун и рецепции этих взглядов российским историческим сознанием.
Ключевые слова: современная мифология, руническая письменность, фольк-хистори, неоязычество, нацизм, массовое историческое сознание, российское телевидение, российское кино, экранная культура
Библиография:
Абашева, Криницына 2010 – Абашева М. П., Криницына О. П. Славянские фэнтези: к проблеме генезиса // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2010. № 5. С. 202–207.
Архипова 2018 – Архипова О. В. Цифровые тренды культуры: опыт трансформации культурных практик // Петербургский экономический журнал. 2018. № 1. С. 70–76.
Арышева 2017 – Арышева А. С. Кинематограф в массовой культуре: от тиражирования лубка к работе с архетипом и мифом // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2017. № 2. С. 135–146.
Бесков 2015 – Бесков А. А. Мифология мифологии // Общество. Среда. Развитие. 2015. № 1. С. 116–120.
Бесков 2016 – Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья вторая) // Colloquium heptaplomeres. Вып. III. 2016. С. 6–24.
Бесков 2017 – Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья третья) // Colloquium heptaplomeres. Вып. IV. 2017. С. 7–19.
Ворошилова 2016 – Ворошилова М. Б. Вербальное контекстуальное окружение нацистской символики в современном экстремистском дискурсе // Проблемы истории, филологии, культуры. 2016. № 3 (53). С. 150–157.
Гамалея 2017 – Гамалея Г. Н. ТВ-коммуникация как принудительный сценарий непрерывной имитации // Наука телевидения. 2017. № 13. 4. С. 6–17.
Дружкин 2017 – Дружкин Ю. С. Оэкранен – утверждён // Наука телевидения. 2017. № 13. 2. С. 34–57.
Йонс 2018 – Йонс Э. Вера в асов растет в Швеции // ИноСМИ.RU. 2018. 9 марта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://inosmi.ru/religion/20180309/241665303.html (дата обращения: 01.07.2018).
Истрин 1988 – Истрин В. А. 1100 лет славянской азбуки. Москва, 1988.
Ищенко 2016 – Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 2 (20). С. 16–27.
Козлов1996 – Козлов В. П. Тайны фальсификации: Пособие для преподавателей и студентов вузов. Москва, 1996.
Кызласов 1994 – Кызласов И. Л. Рунические письменности евразийских степей. Москва, 1994.
Лотман1962 – Лотман Ю. М. «Слово о полку Игореве» и литературная традиция XVIII–начала XIX в. // Слово о полку Игореве – памятник XII века. Москва, Ленинград, 1962. С. 330–405.
Макаев 2002 – Макаев Э. А. Язык древнейших рунических надписей (лингвистический и историко-филологический анализ). Москва, 2002.
Мельникова 2001 – Мельникова Е. А. Скандинавские рунические надписи: Новые находки и интерпретации. Тексты, перевод, комментарий. Москва, 2001.
Мельникова 2014 – Мельникова Е. А. «Я помню тебя...»: бытовое руническое письмо в Скандинавии // Stratum plus. 2014. № 5. С. 213–223.
Петренко 2017 – Петренко Е. С. СМИ-экраны: в реале, в рунете и среди акторов гражданского участия (по результатам общенациональных опросов ФОМ в 2015–2016 гг.) // Наука телевидения. 2017. № 13. 3. С. 7–17.
Телегин 2010 – Телегин С. М. Телевидение как средство создания коллективных мифов // Наука телевидения. 2010. № 7. С. 64–72.
Тульчинский 2017 – Тульчинский Г. Л. Историческое сознание и экранная культура // Наука телевидения. 2017. № 13. 1. С. 110–127.
Щербак 1971 – Щербак А. М. О рунической письменности в юго-восточной Европе // Советская тюркология. 1971. № 4. С. 76–82.
Goodrick-Clarke 2004 – Goodrick-Clarke Nicholas. The Occult Roots of Nazism: Secret Aryan Cults and their Influence on Nazi Ideology. London, 2004.
Gründer 2012 – Gründer R. Runengymnastik. Die soziale Konstruktion eines esoterischen Körper-Kultes. Körper, Sport und Religion. Ed. by R. Gugutzer, M. Böttcher. Wiesbaden, 2012. P. 341–356.
Malm 2018 – Malm S. Nazi scandal hits Norwegian Olympic team... MailOnline. 2018. January 31. URL: http://www.dailymail.co.uk/news/article-5333849/Norwegian-Olympic-team-jumper-bears-Nazi-rune.html
Mees 2014 - Mees B. The etymology of rune. Beiträge zur Geschichte der deutschen Sprache und Literatur. 2014. 136. 4. P. 527–537.
Выпуск: 3, 2019
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 225 — 253
Скачиваний: 6475