ЗВУКОВОЙ ОБРАЗ «В ЛАНДШАФТЕ», НЕПОСРЕДСТВЕННЫЙ И ИММЕРСИВНЫЙ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-47-57
В статье рассматриваются возможности подхода к образу не только через область визуального. Указывая на звуковую материю как дополнительный источник образов, автор отмечает, с одной стороны, зависимость sound studies от визуальных исследований: методологические ходы, связанные с миметическим выделением пар терминов «слышать/слушать», «слышимое/неслышимое» (подобные «смотреть/видеть», «видимое/невидимое»); расширение предметного поля за счёт включения примеров использования звука, которые не рассматривались в истории и теории музыки (подобно тому, как история и теория искусств практически не рассматривала примеры, предшествовавшие складыванию живописного канона или появившиеся после его трансформации). С другой стороны, автор демонстрирует, как не отягощённые миметизмом визуального экологические sound studies, уравнивающие слушателя-человека с любыми объектами окружающего пространства в качестве препятствия на пути распространения звуковых волн, попутно существенно сужают возможность говорить об образе. Акцентируя безусловно важные характеристики звукового воздействия – иммерсивность и непосредственность, эти исследования подводят к выводу об отсутствующих столкновениях и специфических констелляциях, результатом которых мог бы быть образ. Выбранные для примера эксперименты Х. Ноака призваны показать, как нетипичный художественный жест, не отрицающий значимость «природы», раскрывает различные каналы восприятия навстречу друг другу и является генеративным в отношении констеллирующих эффектов вспыхивания образа.
Ключевые слова: образ, звуковой образ, sound studies, экология, шум, иммерсивность, констелляция, музыка.
Библиография:
Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусства / Пер. с нем. Москва, 2002.
Мартынов 2005 – Мартынов В. И. Зона Opus Posth, или Рождение новой реальности. Москва, 2005.
Chion 1990 – Chion M. L’audio-vision. Son et image au cinéma. Paris, 1990.
Hoerl 2007 – General ecology. The new ecological paradigm. Ed. by E. Hoerl. London, Oxford, New York, 2007.
Lista 2006 – Lista M. L’OEuvre d’art totale à la naissance des avantgardes, 1908–1914. Paris, 2006.
Mondzain 2010 – Mondzain M.-J. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of Visual Culture. 2010. Vol. 9. P. 307–315.
Nancy 2001 – Nancy J.-L. Les Muses. Paris, 2001.
Nancy 2003 – Nancy J.-L. Au fond des images. Paris, 2003.
Oliveros 2010 – Oliveros P. Sounding the Margins: Collected Writings 1992–2009. Kingston, New York, 2010.
Rogozinski 2006 – Rogozinski J. Le moi et la chair. Introduction à l’egoanalyse. Paris, 2006.
Schafer 1977 – Schafer R. M. The Tuning of the World. The Soundscape. New York, 1977.
Thompson 2017 – Thompson M. Beyond Unwanted Sound. Noise, Affect, and Aesthetic Moralism. New York, London, 2017.
Voegelin 2010 – Voegelin S. Listening to Noise and Silence: Towards a Philosophy of Sound Art. New York, 2010.
Voegelin 2014 – Voegelin S. Sonic Possible Worlds: Hearing the Continuum of Sound, 2014.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 47 — 57
Скачиваний: 717