КОЛОРИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И РЕАЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА: ОТ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ВОПЛОЩЕНИЮ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-161-173
Данное исследование посвящено обзору существующих теоретических обоснований и концепций в области использования цвета как важной визуальной составляющей городской среды, как неотъемлемой части любой физической формы. Цвет оказывает существенное влияние на эмоциональное восприятие пространства человеком. Также посредством цвета человеческое сознание актуализирует многие ассоциативные цепочки, влияющие, в том числе, и на процесс идентификации места, культурной принадлежности и т. д. Описывается понятие колористической культуры, обозначаются основные объекты и явления, соотносимые с данным понятием. В настоящее время колористическая культура несёт определённый аспект бинарности. С одной стороны, существует влияние интернациональной культуры, которая формирует наднациональные тенденции в области колористики, что в идеале должно быть направлено на реализацию общечеловеческих ценностей. С другой стороны, увеличивается значимость региональной культуры и развиваются её проявления, в том числе в области цвета, что способствует глубинным процессам «укоренения» человека посредством внутренней идентификации себя с определённым местом, регионом. Быстрый рост городов, соседство на одном средовом участке разновременных архитектурных объектов, необходимость поиска новых приёмов и средств городской навигации актуализировало использование цвета как действенного средства гармонизации отдельных городских образований и города в целом, а также как средства ориентации в усложнённой городской структуре. Следующим этапом является анализ влияния теоретических концепций на процесс принятия решений в области колористики города в настоящее время. Насколько этот процесс реально регулируется, в какой степени он формируется спонтанно и не поддаётся существенному профессиональному влиянию? Анализируются изменения в градостроительном планировании, связанные с переходом от разработки генеральных планов развития города на период одного-двух десятилетий к разработке краткосрочных мастер-планов. Рассматриваются возможности профессионального и непрофессионального влияния на колористические решения современного города. Описывается сложный и трудоёмкий процесс работы с исторической колористикой. Третий этап исследований включает описание явлений и тенденций в области цвета и пластики, которые только набирают силу своего влияния на городскую среду и требуют дальнейшего теоретического осмысления и прогнозирования. Приводятся примеры использования новых материалов и технологий и их влияния на колористику архитектурных объектов. Отмечается, что если в прошлом веке архитектура являлась композиционно доминирующим цветоносителем, то сейчас существует возможность формирования запоминающегося колористического образа города за счёт знакового мощения и геопластики, активной системы навигации, использования элементов озеленения с разнообразной полихромией. Информативность цвета, его мультитекстуальность делают его важным инструментом «культуры реальной виртуальности» в информационную эпоху развития мира.
Ключевые слова: город, городское пространство, городская среда, визуальная среда, цвет в архитектуре, современная архитектура, экспериментальное проектирование.
Библиография:
Бабич, Кремлёв 2019 – Бабич В. Н., Кремлёв А. Г. Динамические качества инновационных фасадов // Архитектон: известия вузов. 2019. № 2 (66) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://archvuz.ru/2019_2/1/ (дата обращения: 15.08.2019).
Ворожейкина 2018 – Ворожейкина В. А. Универсальная методика создания колористической карты города (на примере Новосибирска) // Баландинские чтения. 2018. Том XIII. С. 23–29.
Грибер 2014 – Грибер Ю. А. Антропологические перспективы разработки искусственных цветовых палитр для северных городов // Сибирский сборник-4. Грани социального: Антропологические перспективы исследования социальных отношений и культуры. Санкт-Петербург, 2014. С. 233–239.
Ефимов 1990 – Ефимов А. В. Колористика города. Москва, 1990.
Кастельс 2000 – Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под ред. О. И. Шкаратана. Москва, 2000.
Кон 2010 – Кон Д. Подобно яркому птичьему оперению. Цвет в современной испанской архитектуре // Speech: цвет. 2010. № 6. С. 208–226.
Шимко 2006 – Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Москва, 2006.
Cler 2004 – Cler M. Against colour globalisation. Colour trends and colour collections: Their use as a vocabulary and effect upon culture // AIC Proceeding. Paris. 2004. P. 208–210.
Lenclos 2003 – Lenclos J.-P. Couleurs de la France. Paris, 2003.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 161 — 173
Скачиваний: 783