«СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ» В СОВРЕМЕННОМ ГОРОДЕ: ОПЫТ КУЛЬТУРНО-СЕМИОТИЧЕСКОГО ТРАНСФЕРА «ПАЛЕСТИНЫ» В САКРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО АЛТАЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-1-174-192
В статье рассматривается феномен переноса образов Святой земли в пространство сибирского города на примере православного храмоздательства и общественной деятельности представителей регионального отделения Императорского православного палестинского общества (ИППО) в городе Барнауле. Выбор предмета обусловлен необходимостью интерпретации сознательного трансфера образов Святой земли в иконографическую концепцию храма 14000 Вифлеемских младенцев мучеников (2008– 2015), осуществлённого специалистами в области иеротопии, один из которых является председателем Алтайского отделения ИППО. Исследуются современные способы актуализации связей православного сообщества с сакральными ландшафтами Святой земли. Постулируется, что наряду с реставрацией Русской Палестины на Ближнем Востоке и традиционной практикой паломничества, эти связи могут устанавливаться посредством иеротопического творчества и общественной деятельности. Анализ осуществляется в понятийном контексте концепции культурно-семиотического трансфера, предложенного С. С. Аванесовым, а также в рамках иеротопического подхода А. М. Лидова, с привлечением данных интервью с храмоздателями и активными членами сообщества. Этнографический подход позволяет проанализировать представления храмоздателей об историко-культурных основах и мотивации иеротопического творчества. Среди выявленных мотивов обнаруживаются стремления преодолеть разрывы в христианской традиции, воссоздать цельный христианский сакральный ландшафт, связать сакральные символы Святой земли с «местами памяти» Алтайской духовной миссии, усилить духовные аспекты богослужебной практики. Выявляются направления деятельности регионального отделения ИППО, способствующие трансферу образа Святой земли. Делается вывод о роли личности в формировании современного сакрального пространства.
Ключевые слова: иеротопия, Алтай, православный храм, Палестинское общество, Сибирские Иерусалимы, Русская Палестина, культурно-семиотический трансфер, Святая земля в искусстве, сакрализация, сакральные ландшафты.
Библиография:
Аванесов 2014 – Аванесов С. С. Что можно называть визуальной семиотикой? // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2014. № 1. С. 10–22.
Аванесов 2017 а – Аванесов С. С. Сакральная топика русского города. 3. Семантика интерьера Софийского собора // ΠΡΑΞΗΜΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 2 (12). С. 30–78.
Аванесов 2017 б – Аванесов С. С. Иерусалимская топика: Западная Сибирь / Нижняя Силезия // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 65–89.
Баччи, Богданович 2019 – Пространство иконы. Иконография и иеротопия: Сборник статей к 60-летию А. М. Лидова / Ред.-сост. М. Баччи, Е. Богданович. Москва, 2019.
Головко 2019 – Головко О. Святая земля в храме – и можно ли ходить ногами по образам. Интервью с А. М. Лидовым // Информационный портал «Православие и мир». 15.01.2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pravmir.ru/svyataya-zemlya-v-hrame-i-mozhno-li-hodit-nogami-po-obrazam/ (дата обращения: 02.04.2019).
Заграевский 2018 – Заграевский С. В. О научной обоснованности Иеротопии // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. № 1 (15). С. 49–69.
Зеленская 2009 – Зеленская Г. М. Новый Иерусалим под Москвой. Аспекты замысла и новые открытия // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств / Под. ред. А. М. Лидова. Москва, 2009. С. 745–773.
Крейдун, Лидов 2018 – Крейдун Г., Лидов А. Святая Земля в пространстве Храма. Новая Церковь Святых Вифлеемских Младенцев в Барнауле. Москва, Барнаул, 2018.
Лидов 2009 а – Лидов А. М. Иеротопия. Пространственные иконы и образы-парадигмы в византийской культуре. Москва, 2009.
Лидов 2009 б – Лидов А. М. Новые Иерусалимы. Перенесение Святой Земли как порождающая матрица христианской культуры // Новые Иерусалимы. Иеротопия и иконография сакральных пространств. Москва, 2009. С. 5–10.
Пересыпкин 2017 – Пересыпкин О. Г. Русская Палестина: История и современность. Москва, 2017.
ПМА 2019 – Полевые материалы автора. Экспедиция в Барнаул. Март 2019 года. Информанты: протоиерей Георгий Крейдун, митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.
Сазонова 2019 – Сазонова Н. И. Христианский храм в городском пространстве и коллизия двух концепций города // Визуальная теология. 2019. № 1. С. 55–69.
Элиаде 1994 – Элиаде М. Священное и мирское. Москва, 1994.
Выпуск: 1, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 174 — 192
Скачиваний: 868
Дополнительная информация: Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ, проект 18 78 10062: «Воображаемые территории русской идентичности: случай Палестины XIX–XXI вв.»