ЗВУКОВОЙ ЛАНДШАФТ ЗНАНИЯ: ПРИСЛУШИВАЯСЬ К ВИКИПЕДИИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-2-12-24
В статье предпринимается попытка анализа сонификации как способа представления информации на примере проекта «Listen to Wikipedia». В вводных параграфах дается краткая характеристика сонификации и звуковых интерфейсов, вводится понятие «сонификат», а также кратко обрисовывается состояние научной рефлексии вокруг практик сонификации. Затем мы перечисляем свойства слуха как первичного медиума, которые важны для понимания ограничений и особенностей функционирования звуковых интерфейсов. Среди этих свойств упомянуты панорамность, то есть целостность звуковой картины; высокая скорость обработки звуковых сигналов человеческим мозгом и относительная узость аудиального канала. Обращаясь к работам М. Шиона, мы выделяем три режима слушания: каузальный, семантический и редуцированный. Первый из них связан с нахождением (часто – зрительной локализацией) источника и определением его свойств исходя из свойств производимого им звука; второй – с интерпретацией звуковых сигнальных кодов; третий – с восприятием звучания как независимого, самодостаточного процесса. Выдвигается идея о том, что звуковые дисплеи могут обращаться к разным режимам слушания и создавать таким образом различные эффекты на стороне пользователя. Немаловажной оказывается и способность слушателя переключаться между режимами. Далее обсуждаются генеративные принципы, лежащие в основе сонификации, и выносится на суд читателя тезис о том, что эти принципы вносят существенный вклад в коннотативные смыслы сонификации. Последняя оказывается не только репрезентацией исходных данных, но и своего рода метакомментарием к ним. В части, посвященной собственно проекту Listen to Wikipedia, перечисляются его основные характеристики: ресурс состоит из аудиального и визуального компонентов, которые не только синхронизированы во времени, но и частично воспроизводят характеристики друг друга. Так, круги, соответствующие правкам, исчезают в том же темпе, что и диминуэндо соответствующих нот в звуковом ряде, а более существенным правкам соответствуют большего размера круги и более низкие ноты. Генерируемый в проекте сонификат может быть охарактеризован с точки зрения «среднего европейского уха» как «благозвучный»: в нем отсутствуют диссонантные сочетания, его темпоритм сомасштабен человеку, в нем звучат гармонирующие друг с другом инструменты. Википедия предстает перед слушателем как звучащее тело, колебания которого настраивают на созерцательный, медитативный лад, как гармоничная, чуждая конфликтности, инклюзивная и иммерсивная среда.
Ключевые слова: сонификация, звуковой дисплей, коннотация, звуковые исследования, звуковой ландшафт, Википедия
Библиография:
Логутов 2017 – Логутов А. В. Звуковые практики и материальность городского пространства // Городские исследования и практики. Том 2. № 4. 2017. С. 39–50.
Chion 1994 – Chion M. Audio-vision: sound on screen. New York, 1994. Diaz-Merced et al. 2011 – Diaz-Merced W., Candey R., Brickhouse N., Schneps M., Mannone J., Brewster S., & Kolenberg K. Sonification of Astronomical Data. Proceedings of the International Astronomical Union. 7 (S 285). 2011. P. 133–136.
L2W 2013 – Listen to Wikipedia. http://listen.hatnote.com/
McLuhan 1986 – McLuhan M. Quotes. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.marshallmcluhan.com/mcluhanisms/ (дата обращения: 01.03.2020).
Schafer 1994 – Schafer R. M. The soundscape: our sonic environment and the tuning of the world. Rochester, Vermont, 1994.
Seifert 2013 – Seifert D. Fall asleep to the sound of Wikipedia / The Verge. 9 Aug. 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theverge.com/2013/8/9/4607240/fall-asleep-to-the-sound-of-wikipedia (дата обращения: 01.03.2020).
Sonification 2011 – The sonification handbook. Eds. Thomas Hermann, Andy Hunt, John G. Neuhoff. Berlin, 2011.
Sterne 2003 – Sterne J. The audible past. Durham, L., 2003.
Sterne 2012 – Sterne J. Sonic imaginations / The sound studies reader.
Ed. J. Sterne. N.Y, 2008. P. 17–41.
Worrall 2019 – Worrall D. Sonification design: from data to intelligible soundfields. Cham, 2019.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 12 — 24
Скачиваний: 784