ОБРАЗНОСТЬ ТАКСИДЕРМИИ В МУЗЕЕ НАУКИ: ОТ СИСТЕМАТИКИ ВИДОВ К СИСТЕМАТИЧНОСТИ НАСИЛИЯ И ПОСТГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ПРИРОДЕ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-2-91-130
Статья посвящена изменениям образности таксидермических объектов в музеях естественной истории. На ряде случаев прослеживаются связи этих изменений с трансформациями сети разнородных элементов – научных теорий и парадигм, музея, национальной политики, моральных представлений. Таксидермический объект понимается как объект науки, обладающий собственной материальностью и историей, музей – как пространство репрезентации природы, научных категорий и морально- политических идей. Таксидермия входит в музей естественной истории в XVIII веке ценой стирания своей художественности и искусственности в пользу объективной репрезентации «самой» природы. В контексте географических открытий и колониальных завоеваний чучела позволяли решить проблему удаленного во времени и пространстве наблюдения. Благодаря натурализации удается превратить чучело, теперь анонимное и стандартизированное, в воплощение таксона линнеевской систематики, неотделимой от соображений государственного управления ресурсами. Эта сцепка проявлялась в организации пространства экспозиции. В XIX веке с изменением принципа систематики, разработкой идеи организма в таксидермическую экспозицию через диорамы и биологические группы вводится измерение жизни. На конкретном примере демонстрируется использование таксидермических диорам в качестве инструмента морально-политической субъективации индивидов. В середине XX века наступает упадок таксидермии. Актуальная наука меняется и уходит из музеев естественной истории, разрушается колониальная система, критически переосмысливается отношение к колониальному наследию и животным, развиваются кинотехника и телевидение. Чучела становятся нежеланными артефактами жестокой политики и эстетики прежней эпохи и в большей степени объектами критических исследований и истории науки, чем науки. Музеи же, теряя финансирование и посетителей, оказываются в дважды противоречивом положении. Во-первых, между антиисторической натурализирующей научностью и историчностью денатурализованных экспонатов. Во-вторых, между неоднозначными эстетикой и историей таксидермии и изменившимся моральным порядком. Помимо других способов они пытаются разрешить эти противоречия путем переинтерпретации таксидермической экспозиции в рамках экологической повестки и при помощи точечных материально-дискурсивных вмешательств, превращающих чучела в аллегории вымирания и поврежденной природы. Этот ход позволяет удержаться в границах естественно-научного дискурса, одновременно обращаясь к моральному чувству посетителя. Однако при этом он воспроизводит мифологему «золотого века», основанную на противопоставлении природы и культуры, естественного и искусственного. На этом фоне выделяются другие траектории чучел в музее. Во-первых, художественные интервенции на территории музея, обращающиеся к таксидермии и шире архиву естественной истории. В таких случаях музей делегирует художникам право критической рефлексии по поводу научной идеологии и власти. Приводится ряд примеров таких интервенций. Во-вторых, таксидермические коллекции новых типов, изначально создаваемые не как плод объективирующего и систематизирующего подхода науки, а как проявление систематичности насилия и новой природы, безразличной к упомянутым выше оппозициям. Такая таксидермия может стать инструментом осмысления новой природы в эпоху, столь неудачно названную антропоценом, и рабочим объектом постгуманистической образности.
Ключевые слова: музей науки, музей естественной истории, таксидермия, экспозиция, природа, визуальность, современное искусство, постгуманизм
Библиография:
Беньямин 2012 – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. Москва: РГГУ, 2012.
Берджер 2017 – Берджер Д. Зачем смотреть на животных? // Носорог. 2017. № 5. С. 11–27.
Дастон, Галисон 2018 – Дастон Л., Галисон П. Объективность. Москва: Новое литературное обозрение, 2018.
Любарский 2015 – Любарский Г. Рождение науки. Аналитическая морфология, классификационная система, научный метод. Москва: Языки славянской культуры, 2015.
Любарский 2020 – Любарский Г. Рождение нового естествознания с точки зрения наук о жизни // Логос. 2020. № 1. С. 131–158.
Писарев 2018 – Писарев А. К истории музеев науки: визуализацией чего являются экспонаты? (Случай Африканского зала Американского музея естественной истории) // ΠΡΑΞΗMΑ. Проблемы визуальной семиотики. 2018. Вып. 4 (18). С. 202–221.
Слепкова 2017 – Слепкова Н. В. Зоологический музей в Санкт- Петербурге и развитие систематики: 300 лет перемен // Музей – памятник – наследие. 2017. № 1. С. 7–17.
Фуко 1994 – Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Санкт-Петербург, 1994.
Aloi 2018 – Aloi G. Speculative Taxidermy: Natural History, Animal Surfaces, and Art in the Anthropocene. New York: Columbia University Press, 2018.
Andrews 2013 – Andrews E. L. Interpreting Nature: Shifts in the Presentation and Display of Taxidermy in Contemporary Museums in Northern England (PHD thesis). The University of Leeds, 2013.
Bateman 2013 – Bateman V. Why Look at Dead Animals? Taxidermy in Contemporary Art (MA thesis). OCAD University, 2013.
Bennet 1998 – Bennet J. Can Science Museums Take History Seriously? // The politics of display: museums, science, culture / MacDonald S. (Ed.). London: Routledge, 1998. P. 149–157.
Bezan 2019 – Bezan S. The Endling Taxidermy of Lonesome George: Iconographies of Extinction at the End of the Line // Configurations. 2019. Vol. 27. № 2. P. 211–238.
Boyd 1999 – Boyd W. Museums as Centers of Controversy // Daedalus. 1999. № 3. P. 185–228.
Daston 2000a – Daston L. Introduction. The Coming Into Being of Scientific Objects // Biographies of scientific objects / Daston L. (Ed.). The University of Chicago Press, 2000. P. 1–14.
Daston 2000b – Daston L. Preternatural Philosophy // Biographies of scientific objects / Daston L. (Ed.). The University of Chicago Press, 2000. P. 15–41.
Daston, Lunbeck 2011 – Histories of Scientific Observation / L. Daston, Lunbeck E. (eds). Chicago; L.: University of Chicago Press, 2011.
Daston 2019a – Daston L. The Accidental Trace and the Science of the Future: Tales from the NineteenthCentury Archives // Photo-Objects: On the Materiality of Photographs and Photo Archives in the Humanities and Sciences / Bärnighausen J. et al. (eds.). Edition Open Access, 2019. P. 83–90.
Daston 2019b – Daston L. Against Nature. Cambridge, MA: MIT Press, 2019.
Forgan 2005 – Forgan S. Building the Museum: Knowledge, Conflict, and the Power of Place // Isis. 2005. Vol. 96. № 4. P. 572–585.
Friedman 2010 – Friedman A. The Evolution of Science Museums // Physics Today. October 2010. № 10. P. 45–51.
Galison 2002 – Galison P. Images Scatter Into Data, Data Gather Into Images // Iconoclash: Beyond the Image Wars in Science, Religion and Art / Latour B. and Weibel P. (eds.). MIT Press, 2002. P. 300–323.
Haraway 1984–1985 – Haraway D. Teddy Bear Patriarchy: Taxidermy in the Garden of Eden, New York City, 1908–1936 // Social Text. 1984–1985. № 11. P. 20–64.
ICOM 2013 – ICOM Code of Ethics for Natural History Museums. ICOM, 2013.
Koerner 1999 – Koerner L. Linnaeus: Nature and nation. Harvard University Press; Cambridge (MA), 1999.
Latour 2000 – Latour B. On the Partial Existence of Existing and Nonexisting Objects // Biographies of scientific objects / Daston L. (Ed.). The University of Chicago Press, 2000. P. 247–269.
Müller-Wille 2003 – Müller-Wille S. Nature as a Marketplace: The Political Economy of Linnaean Botany // Oeconomies in the Age of Newton / de Marchi N., Schabas M. (eds.). Durham, NC: Duke University Press, 2003. P. 155–73.
Poliquin 2008 – Poliquin R. The Matter and Meaning of Museum Taxidermy // Museum and Society. 2008. № 6 (2). P. 123–134.
Poliquin 2012 – Poliquin R. The Breathless Zoo: Taxidermy and the Culture of Longing. Penn State University Press, 2012.
Quell 2018 – Quell M. A Dutch Exhibit Highlights Startling and Unusual Animal Deaths // Atlas Obscura. 4.04.2018. URL: https://www.atlasobscura.com/articles/dead-animals-museum. (дата обращения: 26.02.2020).
Rader, Cain 2008 – Rader K., Cain V. From Natural History to Science: Display and the Transformation of American Museums of Science and Nature // Museum and Society. 2008. № 6 (2). P. 152–171.
Rech 2019 – Rech D. A Museum Has Draped Its Wildlife Exhibits in Shrouds to Highlight the Extinction Crisis // CNN. Style. 15.08.2019. URL: https://edition.cnn.com/style/article/animal-exhibits-mourn-bristol-intl-scli-scn/index.html (дата обращения: 26.02.2020).
Rheinberger 2000 – Rheinberger H.-J. Cytoplasmic Particles: the Trajectory of a Scientific Object // Biographies of Scientific Objects / Daston L. (Ed.). The University of Chicago Press, 2000. P. 270–294.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 91 — 130
Скачиваний: 1109