ПОНЯТИЕ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ И ГРАНИЦЫ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ ФОТОГРАФИЧЕСКОГО ОПЫТА
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-2-56-73
Репрезентация – это представление одного явления в другом и посредством другого. Цель статьи – рассмотреть границы применения понятия репрезентации к опыту производства и использования техногенных изображений. Изображения – это особого рода артефакты, это не слепки или двойники предметов. Неправильно думать, что в них копируются формы уже видимого мира, копировать можно изображения, а не предметы. В изображениях скорее производятся формы, которые еще только становятся видимыми. После талантливого рисовальщика, как и фотографа, мир заметно прирастает в плане видимого. В объем коммуникативной компетентности человека входит задача не только научиться говорить. Освоиться со светом – это научиться видеть и научиться быть видимым, обращаться со светом в этом смысле столь же важно, как и обращаться с алфавитом. Не менее важно то, что видящий субъект – это говорящий субъект. Зрение как раз нужно, чтобы говорить, что человек видит или не видит. В опыте восприятия пересекаются различные активности, условно можно выделить телесную, символическую и образную составляющие. Именно поэтому в составе культурного ландшафта выделяют вещественные, вербальные и визуальные артефакты. Они вовлекаются в работу памяти – дискурсивной и образной. Символы – это то, чем обмениваются субъекты коммуникации, ими задается горизонтальный вектор связи людей. Образы не обязательно вовлечены в обмен и тяготеют к целостно- континуальной форме как и сакральные предметы. Визуальный поворот заключается не в том, что ученые вдруг «открыли» для себя и для других изображения и готовы «закрыть» языковой мир. Поворот заключается в отказе признавать «естественным» доминирование символов над образами. От человека эпохи модерна в первую очередь ожидали способности рационально интерпретировать реальность. Такие процедуры понимались как мышление, разум. И если на стороне человека обнаруживались какие-то иные знаковые формации, то их приходилось с ритуальными сожалениями редуцировать к «неразумному». Эмоции, чувства, аффекты и сегодня часто отождествляются с природным наследием, но не культурными началами. В статье ставится под сомнение утверждение, что фотография – это репрезентативная система языкового типа. Показывается, что в фотографии мы имеем дело с прямым присутствием мира, показывается, что призывы «читать фотографии» остаются лишь метафорами, что функции фотографии в культуре не сводятся к коммуникативной передаче информации. Будучи образной системой, фотография всегда окружается речью, она адресуется к желаниям и чувствам, воображению и эмоциям людей. Она обращается в сторону, противоположную репрезентации. В ней содержится запрос на развитие нерепрезентативного подхода к визуальным артефактам культуры. В нерепрезентативном подходе эмоции не противопоставляются рациональности, рассматриваются как вариант мышления. Такое мышление разворачивается в категориях тела (жеста) и аффекта. Мысль помещается в действие, а действие помещается в мир, когнитивное и аффективное в опыте не находятся в противоречии. Репрезентативные и нерепрезентативные подходы служат предпосылками для разных стилей мышления, выбор такого стиля и определяет границу действия принципа репрезентации.
Ключевые слова: образ, техногенные медиа, восприятие фотографии, репрезентация, нерепрезентативный подход, когнитивное, аффективное
Библиография:
Аванесов 2013 – Аванесов С. С. Визуальная антропология: образ, субъект и коммуникация // Вестник ТГПУ. Томск, 2013. 9. С. 229–235.
Барт 1997 – Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии. Москва, 1997. С. 19.
Барт 2003 – Барт Р. Фотографическое сообщение // Система моды. Статьи по семиотике культуры. Москва, 2003. C. 378–392.
Беньямин 1996 – Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избранные эссе. Москва: Медиум, 1996.
Бёрджер 2014 – Бёрджер Д. Фотография и ее предназначения. Москва, 2014.
Бёрджер 2013 – Бёрджер Д. Блокнот Бенто. Как зарождается импульс что-нибудь нарисовать? // Искусство. 2013, № 10.
Бодрийар 1999 – Бодрийар Ж. Фотография или письмо света / L’Echange Impossible. Paris: Galilee, 1999. URL: http://dironweb.com/klinamen/dunaev1.html
Брекнер 2007 – Брекнер Р. Изображенное тело. Методика анализа фотографии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. Москва. 2007, № 4. С. 13–33.
Бурдье 2014 – Бурдье П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборедон Ж. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. Москва, Праксис 2014. 456 с.
Годелье 2007 – Годелье М. Загадка дара. Москва: Вост. лит., 2007.
Гумбрехт 2006 – Гумбрехт Х. У. Производство присутствия: чего не может передать значение. Москва: Новое литературное обозрение, 2006. 184 с.
Давыдова 2017 – Давыдова О. С. Аналитика аффекта в кино и фотографии. Автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологи. Санкт-Петербург, 2017.
Зенкин 2009 – Зенкин С. Н. Небожественное сакральное // Новое литературное обозрение. 2009. № 97. URL: http://magazines.russ.ru/nlo/2009/97/ze26.pdf
Зонтаг 2013 – Зонтаг С. О фотографии. Москва. «Ad Marginem press». 2013.
Инишев 2011 – Инишев И. Н. Взаимосвязь материального и смыслового в иконическом опыте // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 4 (16). С. 86–93.
Круткин 2012 – Круткин В. Л. От анализа фотографии к фотографии как анализу // Медиафилософия. Изд-во: Санкт-Петербургское философское общество, 2012. Том 8. С. 135–154.
Маклюэн 2003 – Маклюэн М. Понимание медиа: внешнее расширение человека. Москва, 2003.
Мельшиор-Бонне 2005 – Мельшиор-Бонне С. История зеркала. Москва, 2005.
Мерло-Понти 1992 – Мерло-Понти М. Око и дух. Москва. 1992.
Нуркова 2006 – Нуркова В. В. Зеркало с памятью. Феномен фотографии. Москва. 2006.
Петровская 2011 – Петровская Е. В. Теория образа. Москва, 2011.
Подорога 2001 – Подорога В. Непредъявленная фотография. Заметки по поводу «Светлой комнаты» Р. Барта// Авто-био-графия. К вопросу о методе. Тетради по аналитической антропологии № 1. Под ред. В. А. Подороги. Москва. 2001.
Флюссер 2008 – Флюссер В. За философию фотографии. Санкт-Петербург. 2008.
Франкастель 2005 – Франкастель П. Фигура и место. Визуальный порядок в эпоху Кватроченто. Санкт-Петербург. 2005.
Anderson, Harrison 2010 – Anderson B. and Harrison P. The Promise of Non-Representational Theories // Taking-Place: Non-Representational Theories and Geography Ashgate. 2010, 1–37.
Belting 2005 – Belting H. Image, Medium, Body: A New Approach to Iconology. Critical Inquiry / Winter 2005, 302–319.
Berger 1972 – Berger J. “Understanding a Photograph” // Selected Essays and Articles: The Look of Things. London. 1972. URL: http://www.macobo.com/essays/epdf/berger_understanding_a_photograph.pdf
Bolt 2004 – Bolt B. Art beyond representation. The Performative Power of the Image L., 2004.
Burgin 1982 – Burgin V. Thinking photography (Ed). London 1982, 142–154.
Damisch 1978 – Damisch H. Five Notes for a Phenomenology of the Photographic Image October, 5, Summer 1978, 70–72.
Grady 2004 – Grady J. Working with visible evidence // Picturing the social landscape: Visual methods and the sociological imagination. London, 2004, 18–31.
Hall 1997 – Hall S. The work of representation //Representation: cultural representation and signifying practice. Sage Publication. London, 1997, 13–74.
Manovich 1995 – Manovich L. The paradoxes of digital photography / Photography After Photography. 1995. URL:http://manovich.net/index.php/projects/paradoxes-of-digital-photography
Miller 2014 – Miller D. Photography in the Age of Snapchat // Anthropology & Photography. 2014. No. 1.
Mitchell 1996 – Mitchell W. J. T. What Do Pictures Really Want? // OCTOBER. Summer, 1996, 71–82.
Mondzen 2010 – Mondzain M.-J. What Does Seeing an Image Mean? // Journal of visual culture. 2010. Vol/9(3). 307–315.
Moxey 2008 – Moxey K. Visual Studies and the Iconic Turn // Journal of Visual Culture 2008; № 7, 131–146.
Laruelle 2011– Laruelle F. The Concept of Non-Photography New-York. 2011.
Lorimer 2005 – Lorimer H. Cultural geography: the busyness of being ‘more-than-representational’ Progress in Human Geography 29, 1 (2005), 83–94.
Noth 1995 – Noth W. Handbook of Semiotics NY. 1995.
Purcell 2010 – Purcell L. S. Phenomenology of a Photograph, or: How to use an Eidetic Phenomenology // PhaenEx 5 (1): (2010), 12–40.
Sonesson 2008 – Sonesson G. Semiotics of Photography – On tracing the index. Lund University, 2008.
Thrift 2004 – Thrift N. Intensities of feeling: Towards a spatial politics of affect. Geogr. Ann., 2004. 86 B (1): 57–78.
Tilley 1994 – Tilley C. A Phenomenology of Landscape Places, Paths and Monuments. Oxford / Providence, USA, 1994.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 56 — 73
Скачиваний: 1307