«ГОВОРЯЩИЕ ГОЛОВЫ»: МОДУСЫ НАРРАТИВНОСТИ ЦАРСКОГО МОНЕТНОГО ПОРТРЕТА ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-2-251-266
В статье проводится анализ нарративного потенциала царского монетного портрета эпохи эллинизма. В отличие от портретов в скульптуре, на мозаиках и фресках, монетный портрет занимает в системе классического искусствоведения подчиненное положение и чаще служит в качестве вспомогательного средства для идентификации портретов в других изобразительных жанрах. Между тем появление и тиражирование монетного портрета, снабженного индивидуальными чертами, в период раннего эллинизма свидетельствует о переходе от коллективного (полисного) сознания к индивидуальному (монархическому). Для эллинистических государств портрет правителя на монете являлся не просто главным средством политической пропаганды, но и визуальным воплощением царской власти. Особое значение при исследовании царского монетного портрета имеет анализ эстетических и физиогномических теорий Аристотеля и перипатетиков, оказавших большое влияние на философию искусства эпохи эллинизма. Тело как единая знаковая система становится важным инструментом визуального нарратива, использовавшегося государством в целях репрезентации образа правителя и власти. Трактат «Физиогномика», написанный неизвестным последователем Аристотеля, демонстрирует яркие параллели с некоторым художественными приемами, широко использовавшимися художниками периода эллинизма: «томный» взгляд Александра, вьющиеся волосы царей, анастоле. Одним из центральных мотивов «Физиогномики» является так называемый «львиный стиль», подчеркивающий мужество и благородство. Элементы «львиного стиля» можно обнаружить в портретах Александра, а затем и в монетных изображениях многочисленных эллинистических правителей, подражавших образу Александра. Царский монетный портрет выполнялся в соответствии со строгим иконографическим каноном, где важное место занимал декорум. Так, известны несколько вариантов царского портрета (в диадеме, кавсии, шлеме, шкуре льва, лучистой короне и головном уборе в виде головы слона), каждый из которых обладал собственным символизмом. Весьма важным аспектом изучения нарративности монетного портрета является соотношение текста легенды и изображения. В монетном деле восточно-эллинистических монархий в период эллинизма происходит одновременно процесс художественной деградации портрета и увеличение текста легенды за счет включения божественных эпитетов правителя. Данный процесс демонстрирует смещение визуально-текстовых приоритетов: от имплицитного характера изобразительного нарратива к эксплицитному. Еще одним элементом художественного нарратива является изображение правителя в образе божества. Эта тенденция является отражением развивавшегося в эллинистическом мире культа правителя. Визуализированный вариант образа обожествленного монарха широко тиражировался на монетах.
Ключевые слова: эллинизм, нарратив, портрет, нумизматика, Селевкиды, Александр Македонский
Библиография:
Виппер 1970 – Виппер Б. Р. Проблема сходства в портрете // Виппер Б. Р. Статьи об искусстве. Москва, 1970. С. 342–351.
Дорофеев, Савчук, Светлов 2017 – Дорофеев Д. Ю., Савчук В. В., Светлов Р. В. Иконография античных философов: история и антропология образов. Санкт-Петербург, 2017.
Злыднева 2013 – Злыднева Н. В. Визуальный нарратив: опыт мифопоэтического прочтения. Москва, 2013.
Илюшечкин 1998 – Илюшечкин В. Н. Античная физиогномика // Человек и общество в античном мире. Москва, 1998. С. 441–465.
Лосев 1975 – Лосев А. Ф. История античной эстетики. Т. 4. Москва, 1975.
Лотман 2005 – Лотман Ю. М. Портрет // Лотман Ю. М. Об искусстве. Санкт-Петербург, 2005. С. 500–518.
Нахов 1987 – Нахов И. М. Физиогномика как отражение способа типизации в античной литературе // Живое наследие античности. Вопросы классической филологии. Вып. IX. Москва, 1987. С. 69–89.
Трофимова 2012 – Трофимова А. А. Imitatio Alexandri. Портреты Александра Македонского и мифологические образы в искусстве эллинизма. Санкт-Петербург, 2012.
Трофимова 2017 – Трофимова А. А. Существовал ли портрет в античном мире? К проблеме жанра // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 7. Санкт-Петербург, 2017. С. 39–50.
Хафнер 1984 – Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе / пер. В. А. Сеферьянц. Москва, 1984.
Brown 1995 – Brown B. R. Royal Portraits in Sculpture and Coins: Pyrrhos and the Successors of Alexander the Great. New York, 1995.
Fleischer 1990 – Fleischer R. Physiognomie, Ideologie, dynastische Politik. Porträts seleukidischer Könige // Akten des XIII. Internationalen Kongress für klassische Archäologie, Berlin 1988. Mainz, 1990. S. 33–36.
Fleischer 1996 – Fleischer R. Hellenistic Royal Iconography on Coins // Aspects of Hellenistic Kingship (P. Bilde ed.). Aarchus, 1996. P. 28–40.
Plantzos 1999 – Plantzos D. Alexander’s Gaze: Peripatetic Concepts of Vision and their Influence on Hellenistic Royal Portraiture // Archaiognosia. Vol. 10. Athens, 1999. P. 65–86.
Sheedy 2007 – Sheedy K. Magically back to life: Some Thoughts on Ancient Coins and the Study of Hellenistic Royal Portraits // Sheedy K. Alexander and the Hellenistic Kingdoms. The Westmoreland Collection. Ancient Coins in Australian Collections. Vol. 1. Sydney, 2007. P. 11–16.
Smith 1987 – Smith R. R. R. Hellenistic Royal Portraits. Oxford, 1987.
Выпуск: 2, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 2
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 251 — 266
Скачиваний: 779
Дополнительная информация: Статья подготовлена при поддержке РФФИ, проект № 17-31-01061-ОГН