МОДЕЛИРОВАНИЕ КИНОТЕКСТА: СИСТЕМА ПРЕЦЕДЕНТНО-ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ МАРКЕРОВ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-41-58
В статье предлагается авторская модель изучения кинотекста, фундаментом которой является оригинальная теория когнитивно-прагматических программ (КПП). Теория КПП синтезирует различные подходы и обладает широким спектром применения. КПП – концептуальная матрица осмысленной деятельности, опорная система когнитивно-прагматических установок (КПУ). Это универсальное понятие, связывающее когнитивные механизмы личности / коллектива / народа с прагматикой когнитивно обусловленного поведения / действия. КПП, в отличие от абстрактных моделей, обнаруживается в самых различных областях и сферах человеческой активности – это не отвлеченная схема, а каждодневное (в случае обыденных действий) или, напротив, «стратегическое» (например, для политика или художника) программирование и самопрограммирование, необходимая для жизнедеятельности направленная рефлексия целей, средств, результатов, сопровождаемая самоидентификацией. В контексте данной теории кинотекст рассматривается нами как специфическая синтетическая (креолизованная) форма воплощения и передачи (трансляции) одной / нескольких КПП, получивших статус фундамента субъективированной реальности (т. е. определяющих сознание, самосознание и поведение персонажей фильма). В статье обосновывается типология кинотекстов по типу доминирующей КПП, построенная по принципу «перевернутой пирамиды» (от абстрактной концептуально-смысловой «вершины» к широкой конкретике). Подробно исследуется система прецедентно-персонифицированных политических маркеров – особая система концептуальных кодов политического дискурса, обладающая в его пространстве прецедентным статусом. Данные маркеры активно участвуют в сюжетообразовании, дифференциации и сегментации всего пространства доминирующей в фильме КПП, являются резкими психологическими индикаторами сознания субъектной среды кинотекста. Роли конкретных маркеров различаются, однако все они характеризуют агрессивно-деструктивную внутреннюю природу доминирующей отраслевой КПП (советской идеологической модели), генетическую и «стратегическую» однородность ее вариантов, одинаково требующих для своей реализации манипуляций с сознанием, перманентной борьбы с «врагами» и тотального террора. В целом же система прецедентно-персонифицированных политических маркеров в пространстве политического (идеологического) кинотекста способна воплощать многослойную семантику и может задавать его определяющие свойства.
Ключевые слова: когнитивно-прагматическая программа (КПП), политический (идеологический) кино-текст, идентификационный политический маркер, прецедентно-персонифицированный маркер, моделирование, мифологизация, тотальный террор, вирусно-манипулятивная природа КПП
Библиография:
Анисимова 1992 – Анисимова Е. Е. Паралингвистика и текст (к проблеме креолизованных и гибридных текстов) // Вопросы языкознания. 1992. № 1. С. 71–79.
Ахиезер 1999 – Ахиезер А. С. Мифология насилия в советский период (возможность рецидива) // Общественные науки и современность. 1999. № 2. С. 85–93.
Иванов 2017 – Иванов Д. И. Специфика функционирования системы «Субъект-источник – субъект-интерпретатор» в рамках инстинктивно-импульсной фазы моделирования когнитивно-прагматической программы синтетической языковой личности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 4–1. С. 98–102.
Иванов 2019 – Иванов Д. И. Теория когнитивно-прагматических программ. Иваново, 2019.
Кассирер 1990 – Кассирер Э. Техника современных политических мифов // Вестник МГУ. Серия 7: Философия. 1990. № 2. С. 58–65.
Мамонов 1991 – Мамонов В. Ф.<Возвращение Троцкого // Вестник Челябинского государственного университета. 1991. Т. 1. Вып. 1. С. 76–81.
Метц 2013 – Метц К. Воображаемое означающее. Психоанализ и кино / пер. с фр. Д. Калугина, Н. Мовниной ; науч. ред. А. Черноглазов. Изд. 2-е. СПб., 2013. 334 с.
Пирс 2000 – Пирс Ч. Логические основания теории знаков / Перевод с английского В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина, послесловие Сухачева В. Ю. СПб, 2000. 352 с.
Слышкин, Ефремова 2004 – Слышкин Г. Г., Ефремова М. А. Кинотекст: Опыт лингвокультурологического анализа. Москва, 2004.
Усов 1980 – Усов Ю. Н. Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8–10 классов. Таллин, 1980.
Федоров 2000 – Федоров А. В. Терминология медиаобразования // Искусство и образование. 2000. № 2. С. 33–38.
Фет 2005 – Фет А. И. Инстинкт и социальное поведение. Новосибирск, 2005.
Цивьян 1984 – Цивьян Ю. Г. К метасемиотическому описанию повествования в кинематографе // Труды по знаковым системам. Вып. 17: Структура диалога как принцип работы семиотического механизма / Отв. ред. Ю. Лотман. Тарту, 1984. С. 109–121.
Eco 1972 – Eco U. Towards a Semiotic Inquiry into the Television Message. Working Papers in Cultural Studies, 1972, 2. 103–121 pp.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 41 — 58
Скачиваний: 666