ТРАНСМИССИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПОСРЕДНИКОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-3-118-135
Внимание авторов статьи сосредоточено на проблеме изменений в образовании, понимаемом как вариант социальной реальности. Последняя строится в ходе реализации индивидами совокупности символических актов, устанавливающих конкретные социальные значения, в результате чего социальная реальность функционирует как сложно опосредованная и всегда проблематичная. Проектируемые авторами изменения в образовании сообразуются с переопределением реальности образования, корреспондирующим с трансформацией его семиотико-символической среды. Основным конститутивным элементом этой среды выступают коммуникативные посредники: устные высказывания, письменные тексты, визуальные образы. Особенность современной образовательной ситуации определяется авторами в терминах визуального вызова культуры. Образы становятся способом регуляции отношений между визуальным и социальным пространствами, средством социальной легитимации и консолидации, социального контроля и власти. Они обеспечивают симультанную сцепленность культурных сообщений, но при этом остаются не обнаружимыми в своей посреднической и конструктивной функциях. В то время как культурные отношения все более визуализируются, образовательные практики остаются вербо- и текстоцентрированными. В отношениях участников образовательных ситуаций это находит выражение в доминировании легитимных (метанарративных) образцов, трансмиссийной модели образовательного знания, упорядоченных, стремящихся к однозначности, ясности и завершенности форм мышления и пр. Смена формы посредничества в организации образовательного взаимодействия, переход от вербоцентрированного порядка к окуляроцентрированному предлагается рассматривать как шаг развития современного образования. Он с необходимостью должен затронуть социальные отношения (образовательную коммуникацию) и способы связи слова (речи) и образа (зрения). В первом случае речь должна идти об организации образовательной коммуникации на принципах парадоксальности, паралогичности и несоизмеримости с ориентацией на практикование различий в трактовках мира, стилей высказывания, дискурсивного позиционирования. Во втором случае образовательной задачей становится либерализация зрения, появляющаяся в ходе перцептивной работы, эмансипированной от первичных процедур интерпретации и осмысления видимого, опирающаяся на действие образа как контекста высказывания. В конечном итоге это дает возможность для дифференциации и диверсификации миров человеческого присутствия.
Ключевые слова: порядки культуры, порядки образования, семиотико-символическое опосредование учебных отношений, образовательный семиозис, трансформация образовательного взаимодействия
Библиография:
Барт 1994а – Барт Р. Риторика образа / Пер. с фр. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва, 1994. С. 297–318.
Барт 1994б – Барт Р. Смерть автора / Пер. с фр. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва, 1994. С. 384–391.
Барт 1994в – Барт Р. Удовольствие от текста / Пер. с фр. // Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. Москва, 1994. С. 462–518.
Бахтин 1979 – Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. Москва, 1979.
Бергсон 1992 – Бергсон А. Опыт о непосредственных данных сознания / Пер. с фр. // Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. Материя и память. Москва, 1992. С. 50–155.
Гибсон 1988 – Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Пер. с англ. Москва, 1988.
Гирц 2004 – Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. Москва, 2004.
Корчалова 2018 – Корчалова Н. Д. К проблеме дискурсивной динамики позиции участника образовательных ситуаций // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования. Минск, 2018. С. 307–312.
Латур 2017 – Латур Б. Визуализация и познание: изображая вещи вместе / Пер. с англ. // Логос. 2017. Т. 27. № 2. С. 95–156.
Лиотар 1998 – Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Пер. с фр. Санкт-Петербург, 1998.
Маклюэн 2003 – Маклюэн М. Понимание медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. Москва, 2003.
Митчелл 2017 – Митчелл У. Дж. Т. Иконология. Образ. Текст. Идеология / Пер. с англ. Москва; Екатеринбург, 2017.
Нанси 2007 – Нанси Ж.-Л. Складка мысли Делеза / Пер. с фр. // Vita cogitans. 2007. № 5. С. 149–156.
Ортега-и-Гассет 1992 – Ортега-и-Гассет X. Человек в XV веке / Пер. с исп. // Человек. 1992. № 3. С. 28–39.
Сорокин 2006 – Cорокин П. А. Социальная и культурная динамика / Пер. с англ. М., 2006.
Томас 2009 – Томас У. А. Неприспособленная девушка / Пер. с англ. // Личность. Культура. Общество. 2009. Том XI. Вып. 3 (№ 50). С. 61–78.
Bernstein 1980 – Bernstein B. Socjolingwistyka a społeczne problemy kształcenia // Język i społeczeństwo. Warszawa, 1980. S. 83–117.
Giroux 1991 – Giroux H. A. Border Pedagogy and the Politics of Postmodernism // Social Text. 1991. № 28. P. 51–67.
Juszczyk 2014 – Juszczyk S. Ethnography of Virtual Phenomena and Processes on the Internet // The New Educational Review. 2014. Vol. 36. №. 2. P. 206–216.
Juszczyk 2015 – Juszczyk S. Kultura wizualna — wybrane studia teoretyczne oraz badania empiryczne // Chowana. 2015. Т. 2 (45). S. 17–30.
Kawecki 2010 – Kawecki W. Od kultury wizualnej do teologii wizualnej // Kultura – Media – Teologia. 2010. № 1. S. 24–33.
Klus-Stańska 2007 – Klus-Stańska D. Między wiedzą a władzą // Problemy Wczesnej Edukacji. 2007. № 1–2. S. 92–106.
Klus-Stańska 2012 – Klus-Stańska D. Wiedza, która zniewala — transmisyjne tradycje w szkolnej edukacji // Forum oświatowe. 2012. № 1 (46). S. 21–40.
Klus-Stańska 2016 – Klus-Stańska D. Edukacja szkolna bez sztuki: w stronę destrukcji poznawczej podmiotowości dziecka // Szatan E., Muzioł E. A., Komorowska-Zielony A. Emil Jaques-Dalcroze i jego idee w edukacji, sztuce i terapii. Gdańsk, 2016. S. 241–260.
Konecki 2012 – Konecki K. T. Wizualna teoria ugruntowana. Podstawowe zasady i procedury // Przegląd Socjologii Jakościowej. 2012. PSJ. Tom VIII. Numer 1. S. 12–45. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.przegladsocjologiijakosciowej.org. (дата обращения: 26.10.2018)
Łubowicz 2006 – Łubowicz E. Między picture a image. Obrazy w kulturze współczesnej // Kultura Współczesna. 2006. № 4 (50). S. 1–25.
Mazepa-Domagała, Wilk 2015 – Mazepa-Domagała B., Wilk T. Edukacja w zakresie sztuk wizualnych, czyli o przygotowaniu dzieci w młodszym wieku szkolnym do odbioru i kreowania otaczającej je ikonosfery // Chowanna. 2015. T. 2 (45). S. 89–104.
Melosik, Szkudlarek 2009 – Melosik Z., Szkudlarek T. Kultura, tożsamość i edukacja: migotanie znaczeń. Kraków, 2009.
Olechnicki 2003 – Olechnicki K. Antropologia obrazu. Fotografia jako metoda, przedmiot i medium nauk społecznych. Warszawa, 2003.
Rancière 2008 – Rancière J. Le spectateur émancipé. Paris, 2008.
Schnettler 2008 – Schnettler B. W stronę socjologii wiedzy wizualnej // Przegląd Socjologii Jakościowej. 2008. Tom IV. № 3. S. 116–142.
Starego 2017 – Starego K. Krytyczna Świadomość Językowa i Pozytywna Analiza Dyskursu. Edukacyjne implikacje krytycznie zorientowanych teorii dyskursu // Problemy wczesnej edukacji. 2017. № 2 (37). S. 55–67.
Szkudlarek 2009 – Szkudlarek T. Media. Szkic z filozofii i pedagogiki dystansu. Kraków, 2009.
Sztompka 2005 – Sztompka P. Socjologia wizualna. Fotografia jako metoda badawcza. Warszawa, 2005.
Выпуск: 3, 2020
Серия выпуска: Выпуск № 3
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 118 — 135
Скачиваний: 559