ТЕАТР РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ: МЕЖДУ «ШКОЛОЙ» И «ГОРОДОМ
DOI: 10.23951/2312-7899-2020-4-98-111
В статье на материале позднесредневековой Германии рассматривается место театра как коммуникативного канала в городском пространстве. Автор исходит из представления о том, что в диалоге между властью и городской общиной важнейшую роль играли паратеатральные практики (процессии, различные игры и пр.), тогда как собственно спектакли начиная с первых десятилетий XV в. были каналом внутригородской коммуникации. К производству спектаклей имели доступ разные сословия, что обуславливало в целом нейтральный характер театральных текстов, выполняющих главным образом консервативную и развлекательную функции. Изменилась ли роль театра в связи с развитием гуманизма и с институциализацией театра внутри школьной системы в раннее Новое время? В статье предпринята попытка ответить на этот вопрос на материале творчества раннего протестантского литератора Сикста Бирка. В историографии его творчество рассматривается через призму политического измерения, а сам он – как весьма рафинированный, интеллектуальный литератор. Однако, как считает автор статьи, тексты Бирка мало отличаются от позднесредневековой традиции. Анализ показывает, что Бирк утверждает все те же ценности стабильности и транслируют прежние топосы. Однако «Школа» явно подталкивает «Город» к осмыслению социального опыта.
Ключевые слова: Реформация, фастнахтшпили, гуманизм, Конрад Цельтис, драматургия, спектакль
Библиография:
Bremer 2006 – Bremer K. Religiöse Dimension, Geschlechtlichkeit und politisches Moment. Zu Sixt Bircks Judith. Daphnis. 2006. N 35. S. 321–334.
DuBruck 1993 –DuBruck E. E.Aspects of fifteenth-century society in the German carnival comedies. Lewiston, Queenston, Lampeter, 1993.
Hefrord 1886 –Herford C. H. Studies in the literary relations of England and Germany in the sixteenth century. Cambridge, 1886.
Lebeau 1980 –Lebeau J. Sixt Bircks «Judith» (1539), Erasmus und der Turkenkrieg. Daphnis. 1980. N 9. S. 679–698.
Ragotzky 1983–Ragotzky H. Der Bauer in der Narrenrolle: zur Funktion «Verkehrter Welt» im frühen Nürnberger Fastnachtsspiel. Typus und Individuät im Mittelalter. Hrsg. von H. Wenzel. Frankfurt am Main; München, 1983. S. 77–101.
Ridder 2009 –Fastnachtspiele. Weltliches Schauspiel in literarischen und kulturellen Kontexten. Hrsg. von K. Ridder. Tübingen, 2009.
Schindler 1987 –Schindler N. Karneval, Kirche und die verkehrte Welt. Zur Funktion der Lachkultur im 16. Jahrhundert. Jahrhunch für Volkskunde. 1987. NF 7. S. 9–57.
Schmuge 1987 –Schmuge L. Feste feiern wie sie fallen — Das Fest als Lebensrhythmus im Mittelalter. Stadt und Fest. Hrsg. von P. Hugger. Stuttgart, Zürich, 1987. S. 63–64.
Birck 1969 –Birck S. Beel: Ain Herrliche Tragedi wider die Abgötterey (auß dem Propheten Daniel) darinn angezaigt wirt. durch was mittel ain rechte Religion in ainem Regiment oder Policey mög angericht werd. Sixt Birck. Sämtliche Dramen. 3 Bde. Hrsg. von M. Brauneck. Bd 1. Berlin, New York, 1969. S. 259–307.
Birck 1976 (1) –Birck S. Ivdith. Sixt Birck. Sämtliche Dramen. 3 Bde. Hrsg. von M. Brauneck. Bd 2. Berlin, New York, 1976. S. 271–437.
Birck 1976 (2) –Birck S. Susanna. Sixt Birck. Sämtliche Dramen. 3 Bde. Bearb. von M. Wacht. Berlin, New York, 1976. Bd 2. S. 3–53.
Birck 1976 (3) –Birck S. Susanna: Comoedia tragic. Sixt Birck. Sämtliche Dramen. 3 Bde. Ed. by M. Brauneck. Berlin, New York, 1976. Bd 2. S. 171–272.
Birck 1980 – Birck S. Sapientia Salomonis. Sixt Birck. Sämtliche Dramen. 3 Bde. Hrsg. von M. Brauneck. Berlin, New York, 1980. Bd 3. S. 91–152.
Pfeiffer 2014 – Pfeiffer J. The changing function of violence in Swiss Reformation drama as relates to laughter and mockery: Sixt Birck's German «Judith» and Niklaus Manuel's «Der Ablasskrämer». Power and violence in medieval and early modern theater. Göttingen, 2014. S. 169–194.
Spiewok 1997 – Spiewok W. Das deutsche Fastnachtspiel. Ursprung, Funktionen, Aufführungspraxis.. 2. überarb. U. erw. Aufl. Greifswald: Reineke-Verlag, 1997.
Tschopp 2010 – Tschopp S. S. Protestantishes Schultheater und reichsstädtische Politik: Die Dramen des Sixt Birck. Humanismus Und Renaissance in Augsburg: Kulturgeschichte Einer Stadt Zwischen Spatmittelalter Und Dreiaigjahrigem Krieg. Hrgs. von G. M. Müller. Berlin, 2010. S. 187–215.
Turner 1992 – Turner V. From Ritual to Theatre: The Human Seriousness of Play. New York, 1992.
van Bruaene 2007 – van Bruaene A.-L. Spectacle and Spin for a Spurned Prince. Civic Strategies in the Entry Ceremonies of the Duke of Anjou in Antwerp, Bruges and Ghent (1582). Journal of Early Modern History. 2007. N 11. P. 263–284. von Rist 1666 – von Rist, J. Die Aller Edelste Belustigung Kunst- und Tugendliebender Gemuhter: Vermittelst eines anmuhtigen und erbaulichen Gespraches Welches ist dieser Ahrt, die Vierte, und zwahr Eine AprilensUnterredung Frankfurt, 1666.
Лурье 2018 –Лурье З. А. Классический театр и христианская школа: театр немецких гуманистов XV–XVI вв. Hypothekai: журнал по истории античной педагогики. 2018. Вып. 2: Воспитание театром и в театре: античная педагогика сцены. С. 174–183.
Лурье, Прокопьев 2013 –Лурье З. А., Прокопьев А. Ю. Сикст Бирк и драматургия эпохи Реформации. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2: История (после 2003 г.). 2013. № 1. С. 90–97.
Выпуск: 4, 2020
Серия выпуска: Выпуск №4
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 98 — 111
Скачиваний: 782
Дополнительная информация: Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ (№ 17-01-00121-ОГН): «Европа в эпоху Реформации и Контрреформации: дипломатическая переписка европейских дворов XVI – первой половины XVII вв.»