СИМВОЛИКА ДОРОГИ В АРХИТЕКТУРНОЙ КОНЦЕПЦИИ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-1-25-47
В статье рассматриваются вопросы эволюции архитектурного пространства сервисных объектов в зонах влияния транспортных коммуникаций под воздействием мировоззренческих подходов. Автомобильная дорога – это общедоступный и нередко первичный носитель культурных традиций региона. Проблема философского познания смысла архитектуры как формы культуры в целом и в приложении к теме исследования связана с развитием общественных идей и прогрессом инженерно-строительной сферы. Формирование зданий и сооружений в полосе отвода крупных автомобильных трасс характеризуется целым рядом особенностей, среди которых можно отметить значимость природного и агрокультурного ландшафта, малоэтажность застройки или вовсе ее отсутствие, протяженность создаваемого ансамбля, важность знаковой коммуникации. Значимость их как объекта исследования в рамках семиозиса до сих пор не была оценена в полной мере. Актуальность работы обусловлена важнейшей ролью архитектуры в визуальной коммуникации, ценностно-практическом восприятии и эмоционально-чувственном освоении пространства крупных автомобильных дорог. Целью автора является анализ семиотической роли формируемого придорожного обустройства при смене главенствующих парадигм. Исследование базируется на анализе фактологических данных через призму фундаментальных концепций. Рассматриваются отдельные примеры влияния философско-культурологических воззрений на формирование архитектурно-планировочной структуры придорожных объектов. Все они демонстрируют то, что архитектурные объекты в придорожном пространстве не безликие объемные сооружения, призванные удовлетворять сиюминутные потребности участников дорожного движения, а эстетико-психологические формы организации придорожных территорий, в определенной степени диктующие поведенческие паттерны пользователей. Функции архитектурного пространства тесно связаны с физиологией человеческого восприятия и должны строиться с учетом визуальных свойств среды. При предварительном ситуационном анализе потенциала участка местности и формируемого образа придорожных объектов для «встраиваемости» архитектурных объектов в динамично меняющийся ландшафт необходимо учитывать средовые детерминанты и ландшафтные ценности; расположение относительно крупных городских поселений, прилегающей застройки (при наличии), оси трассы и открытых пространств; динамическую перцепцию пространства, линии обзора и коридоры видимости при движении транспортного средства; точки преимущественного обзора объекта; визуальные и аудиальные связи основных функциональных зон и линии трассы. Форма существования и идейное наполнение дороги – это символ хронотопа современности, а ее архитектурное обустройство – основной механизм трансляции культуры. Поэтому важно найти метод сохранения культурной идентичности в приложении именно к данному типу коммуникационного пространства. Проведенный анализ позволяет рекомендовать принципы обустройства автомобильных дорог: учет влияния местных традиций, аттрактивное интегрирование, использование топографии местности и выразительных свойств ландшафта, толерантность архитектуры, экологическая и социальная ответственность, чувство контекста, пригодность к трансформации, вырабатывание дизайн-кода и брендинг. В обозримом будущем, по нашему мнению, время в пути будет трактоваться как полезный опыт, познавательная и развивающая деятельность, отдельный вид досуга. Можно говорить о дальнейшей трансформации коммуникационного пространства в полезное или эффективное и иных подходах к его наполнению. Вероятные сценарии развития придорожных зданий и сооружений в зависимости от исходных условий местности заключаются в обеспечении обусловленных внешних и внутренних визуальных связей сервисных зон и их оптимальной архитектурно-пространственной организации. Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов в дальнейших исследованиях развития придорожной архитектуры и выявлении позитивных и негативных сценариев ее восприятия.
Ключевые слова: автомобильная дорога, коммуникационный коридор, придорожная архитектура, сервисная зона, визуальное восприятие, пространство, архитектурно-планировочная организация
Библиография:
Евстратенко 2019 – Евстратенко А.В. Архитектурно-пространственное формирование объектов придорожного сервиса в Беларуси // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2019. № 3 (42) С. 35–40.
Зеньков 2017 – Зеньков А. Гуги-дизайн был призван привлекать внимание нового поколения водителей [Электронный ресурс]. URL: https://rb.ru/story/googie-design/ (дата обращения: 05.05.2020).
Колесникова, Савчук 2015 – Колесникова Д.А., Савчук В.В. Визуальная экология как дисциплина // Вопросы философии. 2015. № 10. С. 41–50.
Рыбалочко, Яценко 2016 – Рыбалочко Е.Ю., Яценко А.А. Психофизические особенности человека при управлении автомобилем на больших скоростях // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 7–4. С. 702–705.
Санделевски 2015 – Санделевски А. Придорожный сервис в Италии [Электронный ресурс] // Здания высоких технологий. URL: http://zvt.abok.ru/articles/204/Pridorozhnii_servis_v_Italii (дата обращения: 04.05.2020).
Сардаров 2000 ‒ Сардаров А.С. Книга о дорогах. Дороги в человеческой цивилизации и культуре. Минск, 2000.
Филин 2018 – Филин В.А. Видеоэкология – наука о красоте и визуальной среде [Электронный ресурс]. URL: http://www.videoecology.com/ (дата обращения: 11.05.2020).
Bojarczuk 2000 – Bojarczuk T. Dobór drzew i krzewów do zadrzewień dróg i autostrad. Materiały z I ogólnopolskiej konferencji «Zieleń - jak zmienić obraz miasta». Wyd. ZSP, Warszawa.
Bugała, Bojarczuk 1997 – Bugała W., Bojarczuk T. Dobór drzew i krzewów do zadrzewiania dróg i autostrad płatnych. Wyd. Sorus, Kórnik.
Dąbski 2006 – Dąbski M. Dobór gatunków do obsadzania tras komunikacyjnych. W: Seminarium «Zieleń tras komunikacyjnych w krajobrazie otwartym i obszarach zurbanizowanych». Wyd. Akademia Rolnicza, Lublin.
Davies 2004 – Davies C. Lessons at the roadside // Architectural Research Quart. 2004.Vol. 8. № 1. P. 27–37.
Johannes 2005 – Johannes R. Die Autobahn und ihre Rastanlagen: Geschichte und Architektur / R. Johannes, G. Wölki. Petersberg : Michael Imhof Verl., 2005. 200 S.
Heesen 2015 – Heesen M. A road trip on European highways: considering the spatial qualities of E75 and E50. A phenomenalist approach in the observation of spatial qualities of the E75 Barentsz Sea – Crete and E50 Brest – Makhachkala // Research in Urbanism Ser. 2015. Vol. 3. № 1. P. 159–177.
Mroczek 2016 – Mroczek М. Przedrożna architektura w ujęciu popkulturowym – nowa droga rozwoju w oparciu o turystykę rowerową // Architecturae et Artibus. 2016. № 1. Р. 64–75.
Thematischer anhang – Raststätte und informationszentrum thüringer waldautobahn [Электронный ресурс]. URL: https://www.uni-weimar.de/projekte/rennsteigrasten/Rasten/Download/Tanken_Rasten.pdf (дата обращения: 04.05.2020).
Trzaskowska 2014 – Trzaskowska, Е. Analiza wizualna krajobrazu przy głównych trasach wjazdowych do Lublina // Acta Scientiarum Polonorum. Administratio Locorum. 2014. № 13/1. S. 35–44.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 25 — 47
Скачиваний: 641