ЖИВОПИСЬ ШКОЛЫ КУСКО КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-1-124-141
В статье рассматривается феномен кусканской школы живописи (одного из наиболее самобытных явлений культурной жизни не только стран Андского региона, но и всей Латинской Америки в колониальный период) как отражение мировоззрения индейцев колониального периода. Важность этих визуальных источников обусловлена тем, что они создавались самими индейцами, хотя и под контролем испанского клира с целью христианизации местного населения. Несмотря на значимость тематики и немалое количество посвященных ей исследований, многие аспекты проблемы еще не нашли исчерпывающего истолкования. Во многом это касается как раз идеологических и мировоззренческих аспектов. В связи с этим перед автором стояла задача рассмотреть полотна не с сугубо искусствоведческих, а с семиотических позиций: какие аспекты мировоззрения стоят за тем или иным символом и мотивом. Для решения этой задачи автор анализирует ряд живописных полотен школы Куско (наиболее перспективных с точки зрения целей исследования) с целью выявить содержащиеся в них мировоззренческие элементы, которые нашли отражение в образах, мотивах, цветопередаче. Проведение такого анализа невозможно без привлечения сравнительных данных из других источников по особенностям индейского мировоззрения, прежде всего письменных. Единовременность создания обеих групп источников позволяет проводить релевантные параллели относительно одних и тех же объектов исследования. В первую очередь для удобства и наглядности анализа автор проводит типологизацию мировоззренческих элементов по принципу происхождения. Традиционно их можно поделить на индейские, испано-христианские и смешанные. Автор также дает краткий обзор основных художественных традиций, оказавших влияние на становление школы (испанское барокко, индейские верования и элементы искусства и пр.). Анализ художественных и стилистических особенностей произведений с точки зрения их идеологического содержания позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, многие символы и мотивы школы Куско прямо восходят к индейским верованиям доиспанской эпохи. Во-вторых, многие эти символы и мотивы не являются эксплицитными, а считываются без особых затруднений. В-третьих, испано-христианские элементы носят во многом внешний, декларативный характер с рядом уступок по отношению к языческим мотивам. Все это говорит о том, что мировоззрение индейцев колониального периода было сложным и многогранным по своему составу. При этом важно отметить, что ни одна из мировоззренческих систем не предстает в своем исходном виде, что было вызвано драматическим процессом столкновения двух этих систем и созданием на их базе новой. Тем не менее, исходя из анализа полотен школы Куско, есть основания считать, что в этой мозаичной системе индейского мировоззрения доиспанские элементы могут считаться преобладающими. Все это свидетельствует о подлинном синтезе мировоззрений и о метисном характере самой школы Куско как культурного и социального явления.
Ключевые слова: школа Куско, история и культура Перу, колониальный период, религия
Библиография:
Ведюшкин, Попова 2012 – Ведюшкин В.А., Попова Г.А. (ред.) История Испании. Т. I. С древнейших времен до конца XVII века. Москва: Индрик, 2012.
Новосёлова 2014 – Новосёлова Е.В. Происхождение инков сквозь призму мифологической традиции // Восток, Европа, Америка в древности. Вып. 3. Сборник научных трудов XVIII Сергеевских чтений. Москва, 2014. С. 131–145.
Тананаева 2013 – Тананаева Л.И. О маньеризме и барокко. Очерки искусства Центрально-Восточной Европы и Латинской Америки конца XVI — XVII вв. Москва: Прогресс-Традиция, 2013. 648 с.
Шелешнева 1975 – Шелешнева Н.А. Живопись Перу // Культура Перу. Москва: Наука, 1975. С. 273–305.
Шемякин 2008 – Шемякин Я.Г. Латиноамериканская культура и религиозный синкретизм // Культурология. № 1. 2008. С. 181–185.
Argumedo 2013 - Argumedo R.S. Cusco y la herencia del barroco andino. Cusco: Municipalidad del Cusco, 2013.
Benavente Velarde 1995 - Benavente Velarde T. Historia del arte cusqueño. Pintores cusqueños de la colonia. Qusco: Municipalidad del Qosqo, 1995.
Blas Valera 1956 – Blas Valera. Costumbres antiguas del Perú. Mexico: Secretaria de educación pública, 1956.
Blasсо Esquivias 2015 - Blasсо Esquivias B. Introducción al arte barroco. El gran teatro del mundo. Madrid: Ediciones Cátedra, 2015.
Bosisio, Pehnos 2017 - Bosisio M.A., Penhos M. Vírgenes y wakas: mecanismos de la representación en las imágenes de culto coloniales // Mestizajes en diálogo. VII encuentro internacional sobre barroco. La Paz: Fundación Visión Cultural. 2017. P. 285-293.
Calancha 1977 – Calancha A. de la. Crónica moralizada. T.IV. Lima: Universidad Nacional Mayor de San Marcos, 1977.
Cajías de la Vega 2004 - Cajías de la Vega F. Barroco y nacionalismo inca // Barroco y fuentes de la diversidad cultural. Memoria del II encuentro internacional. La Paz: Viceministerio de Cultura, Unión Latina. 2004. P. 151-153.
Campbell 2009 - Campbell A.B. El sincretismo en la pintura de la Escuela Cuzqueña // Cultura. Lima. 23: 001-100. 2009. P. 101-111.
Carlson 2010 - Carlson U. Imágenes y símbolos en el antiguo Perú: una contribución a la Interpretación figurativa de sus tejidos. URL: http://uwe-carlson.com/wp-content/uploads/2018/03/Interpretación-del-simbolismo-en-antiguos-tejidos-peruanos1-1.pdf
Cobo 1892 – Cobo B. Historia del Nuevo Mundo. T.III. Sevilla: Imp. de E. Rasco, 1892.
Cohen 2015 - Cohen S.A. Pintura colonial cuzqueña. El esplendor del arte en los Andes. Cuzco: Haynanka ediciones, 2015.
Garcilaso 1985 – Garcilaso de la Vega I. Comentarios reales. T.II. Caracas: Biblioteca Ayacucho, 1985.
Gareis 1999 - Gareis I. Wie Engel und Teufel in die Neue Welt kamen. Imaginationen von Gut und Böse im kolonialen Amerika // Paideuma: Mitteilungen zur Kulturkunde. Bd. 45. 1999. S. 257-273.
Gisbert 2004 - Gisbert T. Iconografía y mitos indígenas en el arte. La Paz: Edit. Gilbert y CIA, 2004.
Kusunoki, Wuffarden 2016 -Kusunoki R., Wuffarden L.E. (ed.). Arte colonial. Lima: MALI, 2016.
Kusunoki, Wuffarden 2016 - Kusunoki R., Wuffarden L.E. (ed.). Pintura cuzqueña. Lima: MALI, 2016.
Iwasaki 2018 - Iwasaki F. ¡Aplaca, Señor, tu ira! Lo maravilloso y lo imaginario en Lima colonial. Madrid: FCE, Fundación Biblioteca Manuel de Javier Rodriguez Ganuza, 2018.
Maravall 1975 – Maravall J.A. La cultura del barroco. Análisis de una estructura histórica. Barcelona: Editorial Ariel, 1975.
Mesa, Gisbert 1982 - Mesa J. de, Gisbert T. Historia de la pintura cuzqueña. T. I. Lima: Fundación antiguo N. Wiese, Banco N. Wiese LIDO, 1982.
Murúa 2001 - Murúa M. De. Historia general del Perú. Madrid: Dastin, 2001.
Okada 2017 - Okada H. «Lo indígena» en el arte colonial: ¿expresión inconsciente o imagen manipulada? // Mestizajes en diálogo. VII encuentro internacional sobre barroco. La Paz: Fundación Visión Cultural. 2017. P. 29-36.
Osorio 2008 – Osorio Tejeda N. Consideraciones preliminares para el estudio del siglo XVIII en el Mundo Andino // Revista de Crítica Literaria Latinoamericana. №67. 2008. P. 9-27.
Pizarro Gómez 2003 - Pizarro Gómez F. J. Identidad y mestizaje en el arte barroco andino. La iconografía // Barroco. Actas do II Congresso Internacional. Oporto: Universidade do Porto, 2003. P. 197-213.
Batalla Rosado, Rojas 2008 - Batalla Rosado J.J., Rojas J.L. de. La religión azteca. Madrid: Editorial Trotta, 2008.
Sarfson, Madrid 2013 - Sarfson S., Madrid R. Viejos dioses para un Nuevo Mundo: los símbolos en la pintura Cuzqueña de los siglos XVII y XVIII // El recurso a lo simbólico. Reflexiones sobre el gusto. Zaragoza: La Institución Fernando el Católico, Diputación de Zaragoza. 2013. P. 255-264.
Seldes et al. 2002 - Seldes A, Burucúa J.E, Siracusano G, Maier M.S., Abad G.E. Green, Yellow, and Red Pigments in South American Painting, 1610-1780 // Journal of the American Institute for Conservation. Vol. 41. No. 3 (Autumn - Winter, 2002). P. 225-242.
Servat et al. 2017 - Servat A., Miró-Quesada C., Cáceres R. Pintura virreinal en los Andes. Colección Celso Pastor de la Torre. Lima: ICPNA, 2017.
Spedding 2008 - Spedding P. A. Religión en Los Andes: extirpación de idolatrías y modernidad de la fe andina. La Paz: Instituto Superior Ecuménico Andina de Teología, 2008.
Stastny 2013 - Stastny Mosberg F. Estudios del arte colonial. V. I. Lima: MALI, 2013.
Valenzuela 2015 - Valenzuela F.A. Pintura colonial andina. Estructura simbólica y sincretismo // Atenea 512. II Sem. 2015. P. 153-169.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 124 — 141
Скачиваний: 809