САКРАЛЬНОЕ И МИРСКОЕ В ХРИСТИАНСКОМ ХРАМЕ: К ПРОБЛЕМЕ ГРАНИЦЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-1-142-156
В статье анализируется взаимодействие сакрального и мирского элементов в пространстве христианского храма, проблема границы мирского и сакрального и варианты ее решения в истории христианской церкви. Характер взаимодействия сакрального и мирского определяется космическим характером христианства. Христианство стремится к освящению окружающего мира и изменению его на Божественных началах, так как мир сотворен Богом и несет на себе Его образ. Высшей формой преображения мира является таинство Евхаристии. Конечное преображение мира, согласно христианскому учению, возможно после Второго Пришествия Христа. С первых веков существования христианства граница сакрального и мирского пространств в храме была подвижной, а богослужение предполагало активное участие мирян. В первые века христианства алтарь храма выделялся из его пространства, но не отделялся от верующих. Миряне имели возможность видеть происходящее в алтаре и участвовать в таинствах через приношения. Такие черты характерны как для Византии, так и для Руси X–XIII вв. В дальнейшем возникает проблема нарушения баланса мирского и сакрального элементов, которая по-разному решается на Западе и Востоке. Христианский Запад пошел по пути интеграции сакрального пространства в мирскую жизнь. Первоначально это проявилось в совершении молитв и тайнодействий «лицом к народу». Возникло представление, что такое совершение молитв соответствует Тайной Вечере Христа и апостолов. По той же причине место епископа в храме было перенесено ближе к молящимся мирянам. Позже произошел переход к богослужению на национальных языках. Все это привело к прогрессирующей десакрализации богослужения. По-другому развивалось богослужение на Востоке. Здесь приоритетным стало разделение священного и мирского пространств, что проявилось в увеличении высоты алтарной преграды и появлении высокого иконостаса. В дальнейшем снижается активность участия мирян в богослужении, а в XVII столетии происходит окончательное разделение сакрального и мирского пространств. В результате литургической реформы патриарха Никона изменяется положение священника. Священник понимается как носитель благодати, положение которого выше положения мирянина. Из текстов богослужения удаляются слова, имеющие мирское значение. Так возникает сфера мирской жизни, отдельная от церковной жизни. Это ведет к секуляризации культуры. Таким образом, западные и восточные христиане от христианской идеи освящения мира разными путями пришли не к освящению пространства жизни людей, а к секуляризации культуры и богослужения. Но богослужение и устройство храма на христианском Востоке, имея тенденцию к отделению своего пространства от мирского, все же в большей степени, чем Запад, сохраняет сакральное содержание христианства.
Ключевые слова: сакральное пространство, мирское пространство, богослужение, богослужебный текст, храм, миряне, священники, западное христианство, восточное христианство, богослужебная реформа патриарха Никона
Библиография:
Sacrosanctum Concilium 2004 – Sacrosanctum Concilium // Документы II Ватиканского собора. М., 2004. С. 17–60.
Адамова 2019 – Адамова Т. В. История богослужебного облачения на основании анализа памятников изобразительного искусства // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2019. № 35. С. 9–32.
Бельтинг 2002 – Бельтинг Х. Образ и культ (история образа до эпохи искусства). М., 2002.
Бельшов 2018 – Бельшов А. Как молились Богу древние псковичи. СПб., 2018.
Булгаков 2005 – Булгаков С. Евхаристия. М., 2005.
Димитрий Ростовский 2004 – Димитрий Ростовский. Память святых мучеников Флора и Лавра // Димитрий Ростовский. Жития святых. Месяц август. М., 2004. С. 167–169.
Доронина, Козлюк 2011 – Доронина Н. В., Козлюк Е. А. Символика организации внутреннего пространства православного храма // Региональные архитектурно-художественные школы. 2011. № 1. С. 264–268.
Зейферт 2018 – Зейферт М. Г. Особенности формирования и развития алтарной части христианских церквей // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2018. № 3 (45). С. 35–44.
Иванов 2002 – Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета. СПб., 2002.
Иоанн Златоуст 1904 – Иоанн Златоуст. Толкование на Второе послание к Коринфянам. Беседа 18 // Иоанн Златоуст. Творения в русском переводе. Т. X, кн. 2. СПб., 1904. С. 628–634.
Лебединцев 1875 – Лебединцев П. О Св. Софии Киевской : [о времени постройки и архитектуре Софийск. собора в Киеве]. Киев, 1875.
Лидов 2013 – Лидов А. М. «Сияющий диск и вращающийся храм»: икона света в византийской культуре // Византийский временник. 2013. Т. 72. № 97. С. 277–292.
Лидов 2009 – Лидов А. М. Иеротопия. М., 2009.
Муратов 2008 – Муратов П. П. Русская живопись до середины XVII века. История открытия и исследования. СПб., 2008.
Ратцингер 2017 – Ратцингер Й. Богословие литургии / [пер. с нем. О. С. Асписова]. М., 2017.
Рожнятовский 2006 – Рожнятовский В. М. Роль света и тени в интерьере Спасо-Преображенского храма Мирожского монастыря // Известия Уральского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2006. Т. 47. № 12. С. 101–110.
Сазонова 2018 – Сазонова Н. И. «За единый Аз...». Книжная справа при патриархе Никоне (1653–1666 гг.) и церковный раскол. М., 2018.
Симеон Солунский 2010 – Симеон Солунский. Объяснение православных богослужений, обрядов и таинств. М., 2010.
Словарь русского языка XI–XVII вв. 1978 – Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1978, Вып. 5.
Словарь русского языка XI–XVII вв. 1982 – Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1982. Вып. 9.
Стоглав 1863 – Стоглав. СПб., 1863.
Требник 1647 – Требник. Москва, Печатный двор, 1647. ГИМ. Щап. № 177. 265 лл.
Требник 1651 –Требник. Москва, Печатный двор, 1651. РГАДА СПК 3518. 688 лл.
Требник 1658 – Требник. Москва, Печатный двор, 1658. РГАДА БМСТ/СПК 5657. 1030 с.
Федотова 2010 – Федотова Р. А. Икона в литургическом пространстве храма (по материалам Псковской иконописи): дисс. ... канд. искусствоведения / Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб, 2010.
Феофилакт Болгарский 2013 – Феофилакт Болгарский. Благовестник: В 4 т. Т. 4. Толкование на Евангелие от Иоанна. 3-е изд. М., 2013.
Филимонов 1859 – Филимонов Г. Церковь св. Николая Чудотворца на Липне, близ Новгорода. Вопрос о первоначальной форме иконостасов в русских церквах. М., 1859.
Флоренский 1993 – Флоренский П. А. Иконостас // Флоренский П. А. Иконостас. Избранные труды по искусству. СПб., 1993. С. 1–174.
Флоренский 2004 – Флоренский П. А. Собрание сочинений. Философия культа (Философское наследие). М., 2004.
Чукова 2004 – Чукова Т.А. Алтарь древнерусского храма конца X—первой трети XIII в. Основные архитектурные элементы по археологическим данным. СПб., 2004.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 142 — 156
Скачиваний: 777