АНАЛИЗ ФУНКЦИЙ ЗАГОЛОВКОВ (НА МАТЕРИАЛЕ ИРОНИЧЕСКИХ ДЕТЕКТИВОВ ДАРЬИ ДОНЦОВОЙ)
DOI: 10.23951/2312-7899-2021-1-157-179
Целью нашей статьи является исследование семиотической природы заголовков детективных романов Д. Донцовой исходя из трех измерений семиозиса: семантики, синтактики и прагматики. Главным методом исследования служит семиотический анализ. Вспомогательными являются методики контекстуально-интерпретационного, структурного, лингвостилистического и прагматического анализа, метафорического моделирования и жанрового анкетирования. Гипотеза исследования − предположение о том, что основная функция заголовка художественного текста, в отличие от масс-медийного или научного и др., маркирующая, индексирующая текст как целостный знак, информативная же функция может быть реализована лишь в результате понимания целого произведения, установления его жанровой принадлежности, с учетом всеобъемлющей диалогичности текста с творчеством автора в целом, интертекстом литературного процесса. В рекламных целях в заглавиях некоторых произведений может вообще отсутствовать какая-либо ориентация на прогнозирование смысла последующего текста. Особенностями заголовков романов Д. Донцовой являются парадоксальность, проявляющаяся в семантической несовместимости составляющих библионима, насыщенность прецедентными знаками, интертекстуальность и интерсемиотичность, карнавализация, языковая игра, пародирование, персуазивность и суггестивность. Семантический параметр семиозиса библионимов предполагает установление их содержательной связи не только с последующим текстом, но и с фондом интертекстовых и интерсемиотических знаний читателя. Семантика заглавий иронических детективов Д. Донцовой соотносится со структурными компонентами жанра иронического детектива, нередко второстепенными, характеризуется метафорическим заимствованием лексем из различных донорских доменов. Синтактика библионимов реализуется в связях с различными компонентами озаглавленного текста, с мегатекстом, интертекстом, невербальными семиосферами культуры, в том числе и с прецедентными феноменами. Прагматика библионимов Д. Донцовой ориентирована на возбуждение интереса, любопытства, желания разрешить парадоксы заглавия путем прочтения и понимания содержания книги. Свойственная заголовкам иронических детективов парадоксальность служит мощным суггестогеном, воздействующим не только на сознание читателей, но и на бессознательные ресурсы психики. Перспективы изучения данной проблематики заключаются в выявлении стратегических программ коммуникативного воздействия заглавий произведений массовой литературы, проведении экспериментальных исследований по выявлению индекса информативности библионимов и их прогностичности по отношению к последующему тексту.
Ключевые слова: библионим, заголовок, индекс, семантика, синтактика, прагматика, интертекст, языковая игра, пародирование, персуазивность, суггестивность, парадокс, карнавализация, прецедентный феномен
Библиография:
Барт 1989 – Барт Р. Избранные работы : Семиотика. Поэтика / Пер. с фр. Г. К. Косикова. Москва, 1989.
Бэндлер, Гриндер 1999 – Бэндлер Р., Гриндер Д. Трансформейшн. Сыктывкар, 1999.
Выготский 1997 – Выготский Л. С. Психология искусства. Москва, 1997.
Гальперин 1981 – Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. Москва, 1981.
Гудков 1999 – Гудков Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности. Москва: Изд-во МГУ, 1999.
Захаренко 1997 – Захаренко И. В. Прецедентное имя и прецедентное высказывание как символы прецедентных феноменов // Язык, сознание, коммуникация : сборник статей / Под ред. В. В. Красных, А. И. Изотова. Москва: Филология, 1997. Вып. 1. С. 82–103.
Караулов 1987 – Караулов Ю. М. Русский язык и языковая личность. Москва: Наука, 1987.
Колегаева 1991 – Колегаева И. М. Текст как единица научной и художественной коммуникации. Одесса, 1991.
Красных 2002 – Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология. Москва: ИТДГК «Гнозис», 2002.
Кухаренко 2018 – Кухаренко В. А. О некоторых пред- и пост- элементах художественного текста // Любовь к слову : сборник научных статей / Под. ред. И.М. Колегаевой. Одесса, 2018. С. 7–21.
Моррис 1983 – Моррис Ч. Основания теории знаков // Семиотика / Под ред. Ю. С. Степанова. Москва, 1983. С. 37–89.
Николина 2003 – Николина Н. А. Филологический анализ текста. Москва, 2003.
Подольская 1988 – Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии. Москва, 1988.
Селіванова 2011 – Селіванова О. О. Основи теорії мовної комунікації : Підручник. Черкаси, 2011.
Селіванова 2012 – Селіванова О. О. Світ свідомості в мові. Мир сознания в языке. Черкаси, 2012.
Симян 2017 – Симян Т. С. Темы и мотивы визуализации армянского эпоса в общественной и культурной памяти советской эпохи 1980-х гг. (на примере детских рассказов «Быть похожим на Давида Сасунского» Виктории Вартан и фильма «Дорога к Давиду Сасунскому») // ПРАΞHMA. Проблемы визуальной семиотики. 2017. № 4 (14). С. 11–27.
Сорокин, Михалева 1993 – Сорокин Ю. А., Михалева И. М. Прецедентный текст как способ фиксации языкового сознания // Язык и сознание: парадоксальная рациональность / Под ред. Ю. А. Сорокина, Е. Ф. Тарасова, И. В. Уфимцевой. Москва: Наука, Ин-т языкознания РАН, 1993. С. 98–117.
Фатеева 2007 – Фатеева Н. А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности. Москва, 2007.
Фатеева 2010 – Фатеева Н. А. Синтез целого: На пути к новой поэтике. Москва, 2010.
Черняк 2013 – Черняк М. А. Массовая литература ХХ века. Москва, 2013.
Эко 2000 – Эко У. Заметки на полях «Имени розы» / Пер. с итал. Е. Костюкович. Санкт-Петербург, 2000.
Источники:
Донцова 2007 – Донцова Дарья. Личное дело Женщины-кошки. Москва, 2007.
Донцова 2008 a – Донцова Дарья. Безумная кепка Мономаха. Москва, 2008.
Донцова 2008 b – Донцова Дарья. Гарпия с пропеллером. Москва, 2008.
Донцова 2008 c – Донцова Дарья. Фейсконтроль на главную роль. Москва, 2008.
Донцова 2009 a – Донцова Дарья. Концерт для Колобка с оркестром. Москва, 2009.
Донцова 2009 b – Донцова Дарья. Муму с аквалангом. Москва, 2009.
Донцова 2010 a – Донцова Дарья. Монстры из хорошей семьи. Москва, 2010.
Донцова 2010 b – Донцова Дарья. Фея с золотыми зубами. Москва, 2010.
Донцова 2011 a – Донцова Дарья. Продюсер козьей морды. Москва, 2011.
Донцова 2011 b – Донцова Дарья. Шекспир курит в сторонке. Москва, 2011.
Донцова 2012 – Донцова Дарья. Клеопатра с парашютом. Москва, 2012.
Донцова 2013 – Донцова Дарья. Ромео с большой дороги. Москва, 2013.
Донцова 2014 a – Донцова Дарья. Микроб без комплексов. Москва, 2014.
Донцова 2014 b – Донцова Дарья. Муха в самолете. Москва, 2014.
Донцова 2015 a – Донцова Дарья. Жаба с кошельком. Москва, 2015.
Донцова 2015 b – Донцова Дарья. Экстрим на сером волке. Москва, 2015.
Донцова 2016 a – Донцова Дарья. Принцесса на Кириешках. Москва, 2016.
Донцова 2016 b – Донцова Дарья. Хеппи-энд для Дездемоны. Москва, 2016.
Донцова 2017 a – Донцова Дарья. Камасутра для Микки-Мауса. Москва, 2017.
Донцова 2017 b – Донцова Дарья. Старуха Кристи – отдыхает! Москва, 2017.
Донцова 2018 a – Донцова Дарья. Верхом на «Титанике». Москва, 2018.
Донцова 2018 b – Донцова Дарья. Дедушка на выданье. Москва, 2018.
Донцова 2019 – Донцова Дарья. Дневник пакостей Снежинки. Москва, 2019.
Выпуск: 1, 2021
Серия выпуска: Выпуск №1
Рубрика: СТАТЬИ
Страницы: 157 — 179
Скачиваний: 737